Дрожание камеры при съемке с рук


Все мы наверняка неоднократно сталкивались с этой проблемой: смазанность снимков вследствие дрожания камеры при съёмке с рук. Это особенно касается тех из нас, кому не повезло иметь твёрдую руку. Хоть и нельзя полностью устранить шевелёнку, к счастью существует несколько приёмов, с помощью которых можно значительно снизить её влияние - настолько, чтобы она перестала быть заметной с первого взгляда.

camera-shake_eiffel-blur1.jpg camera-shake_eiffel-sharp1.jpg
смаз вследствие сотрясения камеры четкий снимок без сотрясения камеры

Общие положения

Когда скорость срабатывания затвора низка относительно скорости непреднамеренного сдвига камеры, её сотрясение становится заметно на снимке. Соответственно, уменьшить этот эффект можно с помощью:

  1. Методов, повышающих скорость затвора (сокращающих выдержку)

  2. Методов, уменьшающих движение камеры

С одной стороны многие новички в фотографии зачастую не признают важность использования коротких выдержек или штатива, однако с другой стороны, многие опытные фотографы часто переоценивают их важность. Гораздо чаще именно техника съёмки — отнюдь не дорогущие объективы или многомегапиксельные камеры — задаёт предел разрешения снимка.

Хотя каждый из методов сам по себе может быть весьма полезным, наиболее эффективно уменьшить дрожание камеры можно, сочетая их. Даже исключительно твёрдые руки не смогут держать камеру достаточно неподвижно, если, например, время выдержки составляет несколько секунд, а короткие выдержки вряд ли смогут полностью исключить смазывание, если телеобъектив используется дрожащими руками.

Методы сокращения выдержки

К сожалению, существует всего три способа сократить выдержку: оптимизировать параметры экспозиции (1), избегать переэкспонирования (2) и улучшить освещённость предмета (3).

exposure_triangle3.png

Выберите оптимальные параметры экспозиции. Убедитесь, что вы нашли наилучший компромисс в пределах треугольника экспозиции камеры; действительно ли вы используете максимальную светочувствительность ISO и/или минимально возможную f-ступень? Убедитесь, что вы обеспечили необходимую глубину резкости при выборе диафрагмы.

Впрочем, если вы используете камеру в автоматическом режиме, скорее всего, она уже предприняла всё возможное, чтобы сократить время выдержки.

Избегайте случайной передержки. Типичной причиной смазанных снимков является ошибка экспозамера камеры, выбравшего более длинную выдержку, чем следовало. Глубокие тени на предмете и даже неравномерный свет в помещении может запросто обмануть вашу камеру и вызвать передержку.

Используйте вспышку или улучшите рассеянный свет. Если вы используете встроенную вспышку компактной камеры, всегда старайтесь приблизиться к предмету, чтобы он оказался лучше подсвечен. Если вы снимаете людей без вспышки, попытайтесь сместиться ближе к источникам света или подождите, пока люди не пройдут через более ярко освещённую зону.

Если всего вышеперечисленного оказалось недостаточно, понадобится применить одну или несколько техник, рассмотренных далее.

Улучшите свою технику съёмки с рук

camera-shake_brace1.jpgХотя сокращение времени выдержки зачастую является наиболее просто реализуемой техникой, то, как вы осуществляете съёмку с рук, зачастую может повлиять гораздо сильнее. Попробуйте применить один или несколько следующих приёмов:

Обопритесь и обоприте камеру. Можно прислониться к стене, припасть к земле или присесть, использовать видоискатель вместо заднего экрана (тем самым прислонив камеру к лицу). Всегда избегайте ситуаций, когда ваше положение или оборудование требуют от вас напряжения при съёмке. Фиксация камеры относительно стены или другого неподвижного объекта значительно повышает стабильность.

Оптимизируйте свой способ держать камеру. Важно держать камеру крепко, но без напряжения, а также использовать обе руки. Используя большие телеобъективы, придерживайте одной рукой объектив снизу, а другой держите камеру. Сохраняйте положение рук близко к туловищу и в комфортном положении. Частое использование камеры придаст вашему хвату большую естественность и натренирует мышцы ваших рук. Также не забывайте о собственном комфорте и тепле.

Практикуйте свою технику работы с кнопкой спуска. Всегда старайтесь сперва полуприжать кнопку, а потом плавно дожать её, не прикладывая ненужные усилия и не стараясь нажать побыстрее. Также может быть полезно обратить внимание на дыхание: снимок в паузе после выдоха может получиться лучше.

Сделайте три снимка подряд. Часто само осознание того, что руки нужно держать неподвижно, может этому мешать.

camera-shake_eiffel-shot1.jpg camera-shake_eiffel-shot2.jpg camera-shake_eiffel-shot3b.jpg
первый кадр
(смазан)
второй кадр
(резок)
третий кадр
(слегка смазан)

Вы можете обнаружить заметную разницу в четкости между несколькими снимками, в частности потому, что вы меньше сосредоточены на отдельном снимке. Только не забывайте просматривать их в полном разрешении.

Прочие приёмы и советы по оборудованию

Конечно, лучшим способом минимизировать сотрясение камеры руками является съёмка без участия рук. Однако особенностям применения штативов посвящена отдельная статья, тогда как эта рассматривает случаи, когда штатив недоступен. К счастью, существует несколько альтернатив:

camera-shake_ground1.jpg

Поставьте камеру на твёрдую поверхность. При том, что таким образом зачастую можно получить даже более чёткие снимки, чем со штатива, число доступных вариантов композиции кадра при таком способе может быть сильно ограничено. С другой стороны, может получиться уникальная и интересная перспектива относительно предмета съёмки. Снимки с уровня глаз зачастую выглядят непримечательно, потому что именно так мы привыкли видеть.

Наведение камеры всегда можно обеспечить соответствующим положением на неровностях поверхности или подложив крышку объектива или камешек под корпус камеры. Не забывайте, что нужно использовать либо дистанционный спуск, либо таймер.

Используйте объективы со стабилизатором изображения (IS) или редуктором вибраций (VR). Эти устройства способны значительно уменьшить сотрясение камеры — особенно при использовании с телеобъективами. Зачастую они позволяют сделать снимки с рук при выдержках, которые в 5-10 раз длиннее, чем это было бы иначе возможно. Однако они всё же не могут творить чудеса, так что наилучшим образом работают только при должной технике съёмки с рук.

Избегайте телеобъективов, где только возможно. Классный стабилизирующий объектив не является единственным способом уменьшить смаз вследствие шевелёнки. Приближение к предмету съёмки (с использованием меньшего фокусного расстояния или объектива с более широким углом зрения) уменьшит влияние дрожания рук и вдобавок может зачастую создать более интересную перспективу.

 



  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

  • Похожие публикации

    • Автор: VladOr
      В настоящее время многие фотолюбители, сравнивая свои снимки с профессиональными фотографиями в журналах, приходят к выводу, что их фотографиям не хватает резкости. Для начала поспешим вас успокоить. Большинство фотографий в журналах создается с помощью оборудования совсем другого класса, большего формата, веса и стоимости. Да и после съемки над этими фотографиями работают профессионалы, доводя их до совершенства с помощью графических редакторов. Это целая индустрия, но куда важнее научиться видеть кадр и эффективно использовать имеющиеся у вас возможности.
       
      Чтобы все-таки отмести возможные огрехи камеры и оптики, советуем обратить внимание на некоторые нюансы при съемке. Очень часто бывает, что фотограф невнимательно относится к индикатору фокусировки. Автофокус безошибочно срабатывает, когда вы снимаете один объект, но может «промазать». Например, недостаточная освещенность или множество деталей в кадре могут усложнить задачу. Чтобы быть уверенным, попробуйте использовать ручную фокусировку и посмотрите, будет ли разница.
       
      Еще одной типичной ошибкой является использование слишком открытой диафрагмы. Проблема здесь заключается в том, что для открытой диафрагмы может не хватить глубины резкости. Как ни парадоксально, но чаще всего это является проблемой объективов с фиксированным фокусным расстоянием.
      Более подробно о глубине резкозти, читайте на нашем сайте Главу учебника Что такое глубина резкости (ГРИП) 
       
      У фотографов есть такое понятие как «шевеленка». Это реакция камеры на съемку с рук. Контролировать появление «шевеленки» можно, установив более короткую выдержку, чем обычно. Помните, что фотокамера весьма чувствительна к любому движению и на резкость снимка может повлиять даже внезапный порыв ветра. В целом, лучшим будет избегать максимальных значений вашей техники, особенно, если вы используете бюджетные модели. Работая на пределе своих возможностей, многие объективы дают замыленное изображение.
      Про "шевеленку" также можно прочитать на нашем сайте в Главе учебника Дрожание камеры при съемке с рук 
       
      При съемке объектов в движении тоже есть свои правила. Используйте следящий автофокус, сами поворачивайтесь в направлении движения объекта и делайте серию кадров.
       
      Несмотря на все ухищрения, бывают случаи, когда резкостью придется пожертвовать. К таким вариантам относится съемка на высоких ISO. В жанровых уличных сценах или съемке дикой природы, где нет возможности использовать вспышку и длинную выдержку, стоит все-таки сделать кадр. Если вам удалось зафиксировать интересный момент, это может быть куда важнее максимальной резкости.
    • Автор: VladOr
      В настоящее время многие фотолюбители, сравнивая свои снимки с профессиональными фотографиями в журналах, приходят к выводу, что их фотографиям не хватает резкости. Для начала поспешим вас успокоить. Большинство фотографий в журналах создается с помощью оборудования совсем другого класса, большего формата, веса и стоимости. Да и после съемки над этими фотографиями работают профессионалы, доводя их до совершенства с помощью графических редакторов. Это целая индустрия, но куда важнее научиться видеть кадр и эффективно использовать имеющиеся у вас возможности.

      Просмотреть полную статья