VladOr

Статья: Фокусное расстояние объектива

3 сообщения в этой теме

Фокусное расстояние — это очень важная характеристика любого объектива, о которой должен иметь представление каждый фотограф. Она заключается в измерении расстояния от центра оптики до матрицы (пленки), определяющем угол обзора объектива и все пространство, попадающее в кадр. Сам объектив является системой, состоящей из целого ряда линз. Когда изображение фотографируемого предмета попадает в объектив, оно в нем преломляется, сводясь в точку на каком-либо расстоянии от задника объектива. Эту точку принято называть фокус, а расстояние от линзы до фокуса и считается фокусным расстоянием. Измеряют его в миллиметрах (оно бывает от 10 и до 600 мм), проецируется оно на матрицу или фотопленку, где и создается качественное изображение.

По размеру фокуса объективы делятся на широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Рассмотрим их подробнее и выясним, чем отличаются фотокадры, произведенные с тем или иным расстоянием фокуса.


Просмотреть полную статья

  • Цитата

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Грамотная статья, спасибо, что так подробно изложили, много чего полезного для себя почерпнул, чувствуется написание человека, который разбирается.
 

  • Цитата

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня на фотоаппарате объектив с фокусным расстоянием от 5,0 до 60мм. Он раздвигается как телескоп при изменении зума (12-кратный). Очень удобно фотографировать. Да, при увеличении фокусного расстояния, увеличении кратности - сам объект фотосъемки остается в резкости, а за ним резкость снижается. Очень удобно при фотосъемке - фотографии становятся более объемными. :)

  • Нравится 1
  • Цитата

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор


  • Похожие публикации

    • Автор: Анастасия Виноградова
      Доброго дня! Хочу затронуть такую тему как «рисунок» объектива. Когда находилась в поиске объектива идеального под себя и свои нужды, а я искала что-то универсальное, часто читала комменты от гуру фото, что «универсальные» объективы не славятся красивым рисунком. Скорее все твердили, что рисунок будет «обычный». Так что значит «красивый» и «обычный»? Современные зеркала, несомненно, дают превосходные результаты, но не у всех же есть возможность пощупать разные экземпляры, да еще найти в них что-то этакое. И как найти эту художественность? Как тестить? Короче, с какими объективами вы сталкивались и какие считаете идеальными именно по «рисунку»?   
    • Автор: VladOr
      Фокусное расстояние — это очень важная характеристика любого объектива, о которой должен иметь представление каждый фотограф. Она заключается в измерении расстояния от центра оптики до матрицы (пленки), определяющем угол обзора объектива и все пространство, попадающее в кадр. Сам объектив
      является системой, состоящей из целого ряда линз. Когда изображение фотографируемого предмета попадает в объектив, оно в нем преломляется, сводясь в точку на каком-либо расстоянии от задника объектива. Эту точку принято называть фокус, а расстояние от линзы до фокуса и считается фокусным расстоянием. Измеряют его в миллиметрах (оно бывает от 10 и до 600 мм), проецируется оно на матрицу или фотопленку, где и создается качественное изображение.
      По размеру фокуса объективы делятся на широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Рассмотрим их подробнее и выясним, чем отличаются фотокадры, произведенные с тем или иным расстоянием фокуса.
      Какие фотообъективы использовать для различных видов съемки?
      Какой именно объектив лучше применять для съемки портрета, а какой — для съемки природного пейзажа? Если расстояние фокуса объектива небольшое, то его используют для фотографирования всевозможных видов:
      природы; архитектурных строений; групп людей и т. д. Большой фокус используется мастерами-фотографами для запечатления на природе животных, спортсменов на соревнованиях, то есть тогда, когда нужно поймать в кадр что-либо достаточно крупно.
      Широкоугольный объектив
      Такой объектив имеет больший угол зрения, чем глаза человека. Фокус у него достаточно небольшой — от 35 мм и даже менее. Он отлично подойдет для фотосессии в маленьких или тесных помещениях.
      Изображение, получаемое при работе с  таким объективом, дает хорошую перспективу, а объекты, находящиеся от вас на заднем плане, выглядят визуально меньше, чем наши глаза привыкли видеть, при этом угол обзора подобного объектива без каких-либо проблем позволяет делать снимки в маленьких студиях. Угол его зрения равняется 60-ти градусам и зависит от разных моделей фотоаппаратов.
      Широкоугольный объектив необходим, когда одним кадром нужно охватить большое пространство. В результате использования такого объектива могут получиться отличные панорамные кадры, красивые природные пейзажи. Им можно вести интерьерную фотосъемку и делать художественные фото. За такой угол зрения, к сожалению, придется расплатиться особой перспективой — фотоаппарат исказит пропорции некоторых предметов переднего и заднего фона, и может заваливать линии по вертикали.
      При этом широкоугольные объективы дополнительно подразделяются на сверх-широкоугольные с фокусом в 8 мм и умеренно-широкоугольные — 18мм. Каждый применяется для решения тех или иных задач.
      Стандартный объектив
      Фокусное расстояние объектива стандартного — это 40 или 55 мм, а угол зрения — около 40-50 градусов. Он никак не влияет на перспективу и воспроизводит кадры максимально естественными для нашего зрения. Все объекты съемки, расположенные на заднем, а также на переднем планах, останутся практически такими же, как видят их наши глаза, благодаря чему фотография воспринимается более привычно. Поэтому фотографии, которые дает такой фокус, получаются достаточно равномерными, их фон может быть лишь немного размыт, а сам объект фотосъёмки — четкий и ясный.
      Стандартные объективы мастера считают практически нейтральными, так как их можно применять для любых фотографий, а также использовать для съемки портретов. Угол зрения здесь близок человеческому глазу. Иными словами, фокусное расстояние объектива равняется диагонали кадра (если речь идет о пленочном кадре — это 43 мм). В сравнении с широкоугольным объективом, стандартный дает максимально «спокойную»  перспективу. И фотографии, сделанные им, имеют так называемый «эффект присутствия», который так любят использовать многие фотографы.
      Телеобъектив
      Телеобъектив оснащен фокусным расстоянием, превышающим 50 мм, чаще встречаются модели от 80 и до 600 миллиметров. Угол обзора здесь гораздо меньший, чем у ранее рассмотренных объективов, он составляет около 3 градусов, если мерить по диагонали. К примеру, у объектива с фокусом 600 мм, угол обзора всего 4 градуса. Телеобъективы, в свою очередь, делятся на длиннофокусные (от 70 до 300 мм) и сверх-длиннофокусные (300-600 мм). Угол обзора длиннофокусных объективов дает возможность хорошо приближать основной предмет вашей съёмки. Поэтому этот объектив отлично подойдет для репортажной или портретной съемки. А сверх-длиннофокусные модели применяются мастерами-фотографии для запечатления, к примеру, животных или редких растений, расположенных от фотографирующего на значительном удалении.
      Несложно понять даже новичкам следующее правило: чем больше размер фокуса, тем объектив лучше приближает предметы. Подобный объектив способен дать малую резкость и прекрасно выделяет объект на общем плане, чуть размывая перспективу, что делает фоновые предметы визуально большими. Это касается и полноформатного кадра матрицы и плёнки.
      Телеобъектив профессионалы также называют портретником. Если снимать человека на достаточно большом расстоянии, то его лицо остается неизменным, без нарушений пропорций и каких-либо искажений.
      Следует знать, что фокусное расстояние объектива может изменяться, если он установлен на непрофессиональную зеркальную камеру, у которой матрица имеет размер меньший, чем у профессиональной. Тогда и угол обзора, соответственно, становится меньше. Если фотографу известно точное фокусное расстояние объектива и размер матрицы аппарата, то есть возможность правильно вычислить так называемый кроп-фактор. Для полноформатных камер, оснащенных родными объективами, подобные подсчеты делать нет необходимости.
    • Автор: VladOr
      Коротко об объективах
      Понимание особенностей объективов может помочь вам контролировать создание цифровых фотографий. Выбор правильного объектива для решения съёмочной задачи может оказаться комплексным компромиссом между стоимостью, размером, весом, скоростью фокусировки и качеством изображения. Данная глава призвана улучшить понимание этого выбора, предоставив начальный обзор концепций качества изображения, фокусного расстояния, перспективы, объективов с постоянным и переменным фокусным расстоянием, а также апертуры диафрагмы или числа f.
      Элементы объектива и качество изображения
      Все камеры, кроме самых простейших, укомплектованы объективами, которые состоят из нескольких «оптических элементов». Каждый из этих элементов помогает направить поток световых лучей так, чтобы воссоздать на цифровом сенсоре изображение настолько точно, насколько это возможно. Цель состоит в минимизации аберраций, используя при этом наименьшее число наименее дорогостоящих элементов.

      Оптические аберрации возникают, когда элементы сцены не транслируются в аналогичные элементы изображения после прохождения через объектив, создавая размытие изображения, сниженный контраст или расхождение цветов (хроматическую аберрацию). Объективы могут также страдать дисбалансом, круговым затемнением (виньетированием) или искажениями перспективы.
      Каждая из этих проблем представлена в некоторой степени в любом объективе. Далее в этой главе, когда объектив упоминается как имеющий худшее оптическое качество, чем другой объектив, это означает некоторую комбинацию вышеописанных дефектов. Одни из этих дефектов могут быть менее нежелательными, чем другие, в зависимости от предмета съёмки.
      Влияние фокусного расстояния объектива
      Фокусное расстояние объектива определяет его угол зрения и заодно степень увеличения предмета в данной точке съёмки. Широкоугольные объективы имеют малые фокусные расстояния, тогда как телеобъективам присущи существенные фокусные расстояния.

      Примечание: точка пересечения световых лучей необязательно эквивалентна фокусному расстоянию, как это показано выше, но дистанция приблизительно пропорциональна. Таким образом, увеличение фокусного расстояния действительно приводит к сокращению угла зрения, как нарисовано.
      Многие скажут, что фокусное расстояние также определяет перспективу изображения, но строго говоря, перспектива меняется только с изменением положения фотографа относительно предмета съёмки. Если попытаться снять один и тот же предмет широкоугольным и телеобъективом, перспектива действительно изменится, поскольку фотографу придётся перемещаться ближе к предмету съёмки или дальше от него. Только в этих случаях широкоугольный объектив преувеличит или растянет перспективу, тогда как телеобъектив сожмёт или сгладит её.
      Управление перспективой может служить мощным композиционным инструментом в фотографии и часто определяет выбор фокусного расстояния (если существует возможность съёмки с любой позиции). Наведите курсор на вышеприведенное изображение, чтобы увидеть сдвиг перспективы вследствие широкого угла. Заметьте, что предметы в кадре остаются практически идентичными и тем самым требуют для широкоугольного объектива более близкой позиции. Относительные размеры объектов меняются настолько, что удалённая дверь становится меньше относительно ламп на переднем плане.
      Следующая таблица предоставляет сведения о том, какие фокусные расстояния нужны, чтобы объектив считался широкоугольным или телеобъективом, а также их типовое применение. Учтите, что указаны лишь приблизительные диапазоны фокусных расстояний, и реальное применение может варьироваться соответственно; многие, например, используют телеобъективы при съёмке протяжённых ландшафтов для сжатия перспективы.
      Фокусное расстояния Группа Типовое применение Менее 21 мм Сверхширокоугольные Архитектура 21-35 мм Широкоугольные Ландшафт 35-70 мм Нормальные Уличная и документальная съемка 70-135 мм Ближние телеобъективы Портреты 135-300+ мм Телеобъективы Спорт, птицы и дикая природа Примечание: фокусные расстояния объективов действительны для камер, в которых размер сенсора эквивалентен плёнке 35 мм. Если вы используете компактную или бюджетную зеркальную камеру, скорее всего, размер сенсора в ней другой. Чтобы скорректировать эти цифры для вашей камеры, используйте конвертор фокусных расстояний в главе о размерах сенсоров цифровых камер.
      Прочие факторы тоже могут зависеть от фокусного расстояния объектива. Телеобъективы более чувствительны к сотрясениям камеры, поскольку минимальное движение руки приводит к значительному смещению изображения, как можно убедиться, попытавшись удержать дрожащими руками бинокль с большим приближением. Широкоугольные объективы в целом меньше бликуют, в частности потому, что при их разработке учитывалось, что при широком угле более вероятно попадание солнца в кадр. Наконец, ближние телеобъективы обычно обеспечивают лучшее оптическое качество при сходной цене.
      Фокусное расстояние и съёмка с рук
      Фокусное расстояние объектива может также существенно влиять на простоту получения резкого снимка с рук. Увеличение фокусного расстояния требует сокращения времени выдержки, чтобы минимизировать размытие, вызванное дрожанием рук. Представьте, каково удержать неподвижно лазерную указку: на близлежащем объекте её луч прыгает заметно меньше, чем на удалённом.

      Это происходит потому, что легчайшие круговые вибрации существенно нарастают с расстоянием, тогда как если бы колебания были только горизонтальными или только вертикальными, расстояние от лазера до объекта сохранялось бы.

      Общепринятый практический метод определения необходимой выдержки для заданного фокусного расстояния делит единицу на фокусное расстояние. Это значит, что для камеры 35 мм время экспозиции должно быть не более единицы, делённой на фокусное расстояние, долей секунды. Другими словами, при использовании фокусного расстояния 200 мм на камере 35 мм выдержка должна быть не более 1/200 секунды, иначе избежать размытия будет сложно. Не забывайте, что это крайне приблизительное правило, кто-то сможет удерживать кадр значительно дольше или, наоборот, меньше. Владельцам цифровых камер с уменьшенным сенсором придётся рассчитывать эффективное (истинное) фокусное расстояние с учётом размера кадра.
      Вариобъективы (зумы) и простые объективы (фиксы)
      Вариобъективом называется такой, фокусное расстояние которого может изменяться в заданных пределах, тогда как в «простых» или фиксированных объективах оно неизменно. Основное преимущество вариобъектива заключается в простоте достижения разнообразия композиций или перспектив (поскольку нет необходимости менять объективы). Это преимущество зачастую критично для динамической съёмки, например, в фотожурналистике и детской фотографии.
      Не забывайте, что использование зума не обязательно означает, что перемещаться больше не нужно; зумы всего лишь повышают гибкость. В нижеприведенном примере показано исходное положение, а также два варианта использования вариобъектива. Если бы использовался простой объектив, изменение композиции было бы невозможно без кадрирования изображения (если требовалось приблизить композицию). Аналогично примеру в предыдущем разделе, изменение перспективы было достигнуто сокращением фокусного расстояния и приближением к предмету. Чтобы получить противоположное изменение перспективы, следовало бы увеличить фокусное расстояние и отойти от предмета дальше.
      Зачем же намеренно ограничивать свои возможности, используя простой объектив? Простые объективы существовали задолго до появления вариобъективов и по-прежнему имеют много преимуществ над своими более современными аналогами. Когда зумы впервые появились на рынке, их использование означало принесение в жертву значительной части оптического качества. Однако более современные высококачественные вариобъективы в целом не вносят заметных ухудшений в качество изображения, если не всматриваться тренированным глазом (или не печатать очень большой оттиск).
      Основными преимуществами простых объективов являются стоимость, вес и скорость (светосила). Недорогие простые объективы как правило могут обеспечить не худшее (если не лучшее) качество изображения по сравнению с дорогостоящими вариобъективами. Кроме того, если мы рассматриваем зум с небольшим диапазоном фокусных расстояний, простой объектив с аналогичным фокусным расстоянием будет значительно меньше и светлее. Наконец, лучшие простые объективы практически всегда обеспечивают лучшую светосилу (максимальную диафрагму), чем наилучшие зумы — что порой бывает критично для съёмки спорта или в театре в условиях низкой освещённости, когда необходима малая глубина резкости.
      Для компактных цифровых камер объективы, на которых указан зум 3x, 4x, и т. д., это число означает диапазон между наименьшим и наибольшим фокусным расстоянием. Таким образом, большее число необязательно означает, что изображение может быть сильнее увеличено (поскольку у этого зума может просто быть более широкий угол на минимальном фокусном расстоянии). Кроме того, цифровой зум — это не то же самое, что оптический, поскольку в нём увеличение изображения достигается за счёт интерполяции. Прочтите то, что написано мелким шрифтом, чтобы убедиться, что вас не ввели в заблуждение.
      Влияние диафрагмы или число f
      Диапазон ступеней диафрагмы объектива означает степень, в которой объектив может быть открыт или закрыт, чтобы пропустить больше или меньше света, соответственно. Диафрагмы указываются в терминах чисел f, которые количественно описывают относительную площадь светопропускания (показано ниже).

      Примечание: данное сравнение приблизительно: лепестки диафрагмы редко образуют идеальный круг, поскольку обычно диафрагма состоит из 5-8 лепестков.
      Учтите, что чем больше площадь светопропускания, тем меньше число f (это часто сбивает с толку). Эти два термина часто ошибочно взаимозаменяют. Остаток этой статьи рассматривает объективы как диафрагмы. Объективы с более широкими диафрагмами часто называют более «быстрыми», поскольку при одинаковой светочувствительности ISO для одинаковой экспозиции может использоваться более короткая выдержка. Кроме того, меньшая диафрагма означает, что объекты могут оставаться в фокусе в большем диапазоне расстояний, эта концепция описывается термином «глубина резкости».
      Число f Размер диафрагмы Выдержка Глубина резкости Больше Меньше Дольше Шире Меньше Больше Короче Уже
      При покупке объективов обращайте внимание на характеристики, где указана максимальная (и иногда минимальная) возможная диафрагма. Объективы с большим диапазоном диафрагм обеспечивают большую гибкость как по возможной выдержке, так и по глубине резкости. Максимальная диафрагма является, вероятно, самой важной характеристикой объектива и зачастую указывается на коробке вместе с фокусным расстоянием.

      Число f может быть также указано как 1:X (вместо f/X), как например на объективе Canon 70-200 f/2.8 (его коробка показана выше, и на ней написано f/2.8).

      Съёмка портретов, а также в театре или на спортивных соревнованиях часто требует от объектива максимально возможных диафрагм, чтобы обеспечить короткие выдержки или малую глубину резкости, соответственно. Малая глубина резкости при съёмке портрета помогает отделить предмет съёмки от фона. Для цифровых камер объективы с большей диафрагмой обеспечивают значительно более яркое изображение в видоискателе, что может оказаться критичным для съёмки ночью и в условиях малой освещённости. Зачастую они также обеспечивают более быстрый и точный автофокус при малой освещённости. Ручная фокусировка также упрощается, поскольку изображение в видоискателе имеет меньшую глубину резкости (таким образом проще заметить, когда объект попадает в фокус).
      Типовые максимальные диафрагмы Относительная светосила Типовые объективы f/1.0 32x Лучшие доступные простые объективы
      (потребительские) f/1.4 16x Хорошие простые объективы f/2.0 8x Хорошие простые объективы f/2.8 4x Лучшие вариобъективы
      (с постоянной диафрагмой) f/4.0 2x Лёгкие зумы или супертелефиксы f/5.6 1x Лёгкие зумы или супертелефиксы Минимальные диафрагмы объективов обычно далеко не так важны, как максимальные. Они редко используются в связи с размытием снимка в результате дифракции, а также поскольку могут потребовать невозможно долгих выдержек. В случаях, когда нужна экстремальная глубина резкости, можно использовать объективы с меньшей максимальной диафрагмой (большим числом f).

      Наконец, некоторые зумы на цифровых зеркальных и компактных цифровых камерах часто указывают диапазон максимальных диафрагм, поскольку величина диафрагмы может зависеть от фокусного расстояния. Эти диапазоны диафрагм определяют только максимальные возможные диафрагмы, а не полный диапазон. Например, f/2.0-3.0 означает, что максимально возможная диафрагма постепенно уменьшается от f/2.0 (на самом широком угле) до f/3.0 (на максимальном фокусном расстоянии). Основное преимущество вариобъектива с постоянной максимальной диафрагмой состоит в том, что параметры экспозиции более предсказуемы независимо от фокусного расстояния.
      Учтите также, что даже если максимальная диафрагма объектива не может быть использована, это необязательно означает, что такой объектив не нужен. Аберрации объективов обычно меньше, когда используется экспозиция на одну или две f-ступени меньше максимального раскрытия (например, при использовании f/4.0 на объективе с максимальной диафрагмой f/2.0). Это может означать, что для фотографии при диафрагме f/2.8 объектив с f/2.0 или f/1.4 может достичь более высокого качества, чем объектив с максимальной апертурой диафрагмы f/2.8.
      Прочие соображения включают в себя цену, размер и вес. Объективы с большими максимальными апертурами диафрагмы обычно намного тяжелее, больше и дороже. Размер и вес могут быть критичны для съёмок дикой природы, походов и путешествий, поскольку в них оборудование подлежит длительным переноскам.
  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

  • Последние сообщения форума

    • 7

      в: Разное

      Не соглашусь, простите! Считаю, что знанием английского языка сейчас никого не удивишь, этот язык на уровне родного. Да, и согласитесь, неужели плохо приехать в страну и не пытаться бэкать по словарю с местным населением, а нормально изъясниться. Или заказать гида без переводчика, и тренировка в общении и существенная экономия финансов! Кто путешествует - меня поймет. Да, и вообще для себя: решитесь Вы приобрести книгу, а она на английском, сканировать и переводить довольно безграмотным он-лайн переводчиком - глупо, а прочесть на одном дыхании и в удовольствие - настоящий кайф! Или я не права?!
    • 1

      в: Разное

      Нуда, учили нас так родители. Помню в детстве, мы играли у бабушки, и мой друг сосед выпустил гусей, и одного гуся покусал собака. Бабушка на эмоциях начала орать. И расспрашивать, кто выпусти гусей. Ну, я как порядочный пионер все рассказал. Дед мне сделал замечание: «ты, зачем Серегу сдал бабе?» Правда не всегда бывает хорошей. Очень долго совесть мучила меня, после этого.
    • 7

      в: Люди и отношения

      Я уже написала выше, что каждый из нас был в позиции, когда было душно или сквозило. Я против духоты, но я против и сквозняков. Сколько раз так было у меня, когда я ехала с ребенком, а мужик над нами открывал люк, ему видите ли жарко. Как вы думаете, что я предпочту, комфорт какого-то незнакомого мне дядьки или к вечеру ангину у ребенка?
    • 8

      в: Разное

      Я это понимаю, но очень хочется верить, что наука играет не последнюю роль.
    • 10

      в: Наши любимые животные

      Я считаю, что животное стоит одевать, только если в этом есть необходимость. Бывает такое, что я своего кота подстригу в период линьки, а в квартире холодно, он начинает мерзнуть, на этот случай у меня есть свитер. Кузя к нему уже привык, даже не пытается снять)
    • 2

      в: Разное

      В большинстве случаев это шарлотаны! А те единицы которым Господь дествительно дал дар провиденья, я считаю глубоко несчастные люди! Жить зная все наперед, тошно и неинтересно! Да и за свой дар они платят порой слишком большуб плату! В нашем селе жила женщина которая лечила и предсказывала людям, ее все звали ведьмой! Она умерала очень долго, и не могла умереть пока в потолке не сделали дырку, правда зачем, я не знаю!?
    • 9

      в: Люди и отношения

       Возможно это издержки возраста или все таки натуры. Но чем старше человек, тем больше у него развивается ворчливость, желание поучать и жадность в том числе. Я считаю, что нужно выделить средства на какие то приятные для деда гостинцы, чтобы эти гостинцы радовали его, когда внук приходит. Может быть тогда отношения изменятся и дед будет вести себя по другому как подобает деду.
    • 39

      в: Творческие коллективы

      Вы молодцы! Поздравляю вас от всего сердца с дипломом финалиста Всероссийского хорового фестиваля! Вашему таланту и энергии можно только позавидовать, вы настоящая умница! Желаю вам победы в Софии! Я очень люблю хоровое пение, с удовольствием послушала бы вас в живую! Отдельное поздравление Ирише, как лучшему концертмейстеру Фестиваля! Очень рада за вас!
    • 4

      в: Разное

       Умею ли я тратить деньги? Да я умею их тратить, но мизерная пенсия научила меня ограничивать себя в своих желаниях и не тратить лишнего. Теперь я строго планирую свои расходы на питание, лекарства, коммуналку и на самое необходимое, чтобы завтра не остаться голодной. Это очень тяжело и очень унизительно, когда проработав всю свою жизнь, ты поставлен в такие рамки. Но иначе выхода нет, потому что больше взять негде.