• Изображения

  • Саша
    Саша

    "Диалог без слов. Чема Мадоз и Рене Магритт"

    В прошлой статье я рассказывала о фотографии удивительного испанца Чама Мадоза и говорила об очевидной связи его работ с идеями сюрреализма.  Сегодня хочу обратить особое внимание на схожесть многих его образов с образами одного из сюрреалистов – Рене Магритта. Эта схожесть настолько бросается в глаза, что не может быть случайной. Но это и не заимствование (или, проще говоря, не воровство). Мадоз намеренно использует самые узнаваемые образы Магритта и самые важные для самого художника, но идея композиции у него совершенно другая. Он будто бы вступает в диалог с Магриттом посредством образов, продолжает или развивает его мысль. При этом фотограф создает не менее емкие символы, чем художник.  Я позволила себе собрать здесь несколько иллюстраций, где фотографии Мадоза соотнесены с картинами Магритта, к которым они обращаются в этом «диалоге без слов».  Думаю, они будут многим интересны. Но кроме картинок я хочу предложить и свои попытки подумать,  добавляет ли такое соседство новых способов понимания фотографии Мадоза.

    Рене Магритт – художник из Бельгии. Удивительно, что для мадридца Мадоза ближе оказался спокойный и отстраненный стиль Магритта, чем страстные и безумные сюжеты Сальвадора Дали.  Несмотря на несомненную принадлежность сюрреализму, Рене Магритт всегда производил впечатление одиночки. Его приемы, образы и темы не имеют практически ничего общего с живописью Дали и Макса Ернста. К тому же он весьма прохладно относился к  теоретизированию сюрреалистов по поводу психоанализа.  Магритт изображал не сны или некие порождения подсознания, а идеи, символы или даже самую что ни на есть реальную жизнь, просто увиденную с очень субъективной позиции.  Сам художник свое искусство называл даже не сюрреализмом, а «магическим реализмом».  О том, что побуждало его создавать именно такое искусство, Магритт писал так: «Мир хоть и реален, но непостижим. И основа его — часто не та, какой видится». Думаю, Чема Мадоз подписался бы под каждым словом.

    Названия картин Рене Магритта —особая грань его таланта. "Свершение невозможного", "Препятствие пустоты",  "Империя света" — поэтичные и загадочные, они редко говорят о том, что изображено на картине. Скорее, они являются еще одним произведением, дополняющим и раскрывающим живопись. "Названия выбраны таким образом, что они не дают поместить мои картины в область привычного, туда, где автоматизм мысли непременно сработает, чтобы предотвратить беспокойство", — писал Магритт.

    В 1948 году он создал картину "Вероломство образов". Она стала одной из самых обсуждаемых и спорных его картин.  На ней весьма реалистично изображена  курительная трубка, а подпись гласит: "Это не трубка".  "Эта знаменитая трубка. Как люди попрекали меня ей! И все же, вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной: "Это трубка",- я бы солгал!" — говорил художник. Впоследствии Магритт несколько раз воспроизводил свою "не трубку" в других картинах.

    Мадоз фотографирует трубку с просверленными в ряд дырочками, что делает ее похожей на саксофон, ну или на какую-то фантастическую свирель. У него трубка тоже не совсем трубка, хотя этот эффект достигается при помощи не слов, а самого образа.  Кстати, с названиями и подписями у Мадоза своя история. Подавляющее большинство его работ на выставках носят подпись «Без названия». Здесь видна некая осознанная борьба с недоразумениями, которые могут привнести слова.

    Еще один образ, прочно ассоциирующийся с Магриттом – зеленое яблоко. После «не трубки» художник написал картину с похожим сюжетом «Это не яблоко». Яблоко кочует по многим его работам. Наиболее известная картина с яблоком – "Сын человеческий" (1964). Рене Магритт писал картину как автопортрет, где фигура мужчины символизировала современного человека, утратившего индивидуальность, но оставшегося сыном Адама, отсюда яблоко, закрывающее лицо. Яблоко не только скрывает лицо изображенного человека, но и закрывает мир от его глаз. Возможно, это о том, как надуманное и человеческое, навязанное человеку социумом, застит нам глаза и закрывает Великое и Божественное. И мы утрачиваем способность различать стремления  нашей души.  

    У Мадоза внутри яблока обнаруживается листок. И хотя этот лист, скорее всего, принадлежал некому плющу, у меня он ассоциируется с фиговым листом, которым наш праотец по библейской истории прикрывал наготу, познав стыд. Это - продолжение разговора о природе человека и его попытках отречься от своей истинной сущности.

    Самый любимый образ Мадоза в этом причудливом диалоге сквозь время – это небо Магритта. В моей подборке целых три фотографии изображают его. Небо с облаками -настолько естественный образ как для живописи, так и для фотографии, что трудно представить, как можно сделать его своей визитной карточкой. Однако, небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим. Оно живет своей собственной жизнью, автономной от человеческого мира. Как в картине «Империя света», где люди до смешного старательно пытаются осветить свой мрачный мир при помощи искусственного света, в то время как над головами у них ясное полуденное небо. Мадоз, как видим, тоже любит играть с образом облака и неба. То у него в пушистое как клочок ваты облако воткнута иголка, то облако нарисовано водой, ведь что есть облако, если не вода? Самые глубокие ощущения у меня вызывает его фото с облаком в клетке. Можно сказать, что птичью клетку ему тоже подсказал Рене Магритт, который писал: «Между некоторыми образами существует тайное родство, то же самое относится и к предметам, которые отражаются в этих образах. Вот как это происходит. Мы привыкли видеть в клетке птицу; нам станет интереснее, если вместо птицы поместить туда рыбу или башмак; но эти образы, хотя и интересны, к сожалению, случайны, произвольны. Однако, можно придумать такой образ, который и это испытание выдержит, потому что будет точным и окончательным: это образ яйца в птичьей клетке…».  Кусочек неба в птичьей клетке – это тоже очень емкий образ, пожалуй, даже лучше чем яйцо, и очень в духе самого Магритта.  Человек думает достичь неба при помощи мастерства или умений, завладеть облаками, посадить их в клетку цивилизации. Но дотронуться до неба можно только сдавшись на его милость. Оставить все наносное, и в самой искренней своей глубине встретиться с истинным собой, кусочком неба, который есть в каждом из нас.

    При создании этой статьи я пользовалась цитатами из статьи Натальи Поповой «Секрет Рене Магритта» и информацией из статьи Беллы Адцеевой «Вероломство Магритта».

     

    FotorCreated7.jpg

    FotorCreated4.jpg

    FotorCreated5.jpg

    FotorCreated6.jpg

    FotorCreated.jpg

    FotorCreated1.jpg

    FotorCreated2.jpg

    FotorCreated3.jpg





    Отзывы пользователей


    Сравнивая Чема Мадоз и Рене Магритт, я снова (как и в сравнении Чема Мадоз с Жанлу Сьефф) выбираю Чема Мадоз. 9_9 Мне гораздо ближе его тонкий юмор в восприятии окружающего мира, природы, предметов. 

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах

    Спасибо Вам, Саша, за открытие еще одного мастера сюрреализма - Рене Магритт, безусловно повлиявшего своими работами на творчество Чема Мадоза, и отдельно - за познавательный анализ-сопоставление их произведений.

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах


    Создайте аккаунт или войдите для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Алексей Паршин
      Могу ошибиться в деталях, но случилось это в 80-е в весеннем номере газеты "Труд". Передовица была посвящена какому-то торжественному заседанию и сопровождалась большой фотографией президиума, с трибуны которого выступал М.С.Горбачёв. Вероятно, редактор решил перенести ораторствующего президента на первый план. Ретушёр замазал старое местоположение, восстановив линию стола, и приклеил трибуну на более удачное место. Вот только поверхность стола замазать забыл. Так и осталась "лежать" на поверхности лысая макушка с известным всему миру пятном)
    • Автор: Алексей Паршин
      Когда-то от предприятия меня направили на учёбу в Кингстонгский университет во главе группы из 10-ти человек молодых специалистов. По выходным мы собирались на природе, дабы устроить маленький пикник. Однажды, будучи в Гринвиче, мы выбрали одиноко стоящий холм, разложили на лавочке свои припасы и немного перекусили вдали от местных жителей. Потом на одной из фоток в центре компании я обнаружил незнакомого юношу со стаканом в одной руке и бутербродом в другой. Нарочно опросил всех участников нашей экспедиции, но никто даже предположить не смог его происхождение.
    • Автор: Алексей Паршин
      Одно время активно выставлялся на известных фотосайтах и в творческих группах соцсетей. Пока получал похвалы и конструктивную критику, мне это нравилось. Когда появились тролли, то в ответ разносил их работы в пух и прах. Неоднократно участвовал в конкурсах, набирая вначале максимальное количество лайков, но при финальном голосовании минимум очков. Понятно, что народ разбивается на кланы и поддерживает своих. Всё это дало понимание и своих возможностей, и предсказания реакции широкой публики. Жалея время и нервы, снёс почти все профили и альбомы.
    • Автор: lostparadise
        Не взирая на то, что Иероним Босх творил сотни лет назад, его творчество до сих завораживает, и не понятно откуда он черпал идеи для полотен и фресок. Лично я, могу часами рассматривать его творения, и каждый раз нахожу новые детали, заставляющие взглянуть на картину по новому. 
      Да, есть работы классические, но основная масса на грани реальности, тем более для того времени. В деталях, можно найти и корабли пришельцев, и странных существ, да и само видение мира художником вызывает удивление. 
      Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу. Хочется верить, что не один я увлечен Иеронимом Босхом и Питером Брейгелем
    • Автор: Алексей Паршин
      С массовым внедрением цветного фото пошли дискуссии, не произошло ли обесценивание искусства фотографии. С появлением графических редакторов стали развиваться две тенденции: одни мастера свои работы обесцвечивают, другие, наоборот, раскрашивают старые фотографии. Появляется всё больше специальных плагинов и направлений в обработке. Самые хитроумные ищут интересные сочетания, например, выделение ярких цветных объектов на фоне серой обыденности. Лично я подхожу практически - если не могу отрегулировать приятные глазу естественные цвета, перевожу в ч/б.
       
  • Вспоминаем ранние статьи

  • Главы учебника

  • Сейчас в сети 3 пользователя, 0 анонимных, 17 гостей, 4 робота (Полный список)

  • Статьи в разделах

  • Топ награжденных

    На этой неделе никто не получал наград

  • Последние сообщения форума

    • 0

      в: Люди и отношения

      Всем доброго времени суток, в общем не буду много разглагольствовать насколько я заморочен на эту тему, но как понятие женские выкрутасы, иначе из называют зае**ы, но мы же цивилизованные люди, будем говорить иначе. Я вот реально не понимаю, что это и как себя вести, общаешься с девушкой, все норм, потом ни с того, ни с сего, она холодная и чужая, потом опять уси, пуси, начинаешь уточнять, че случилось, она еще злится, психом назовет. Короче я в шоке, откройте мне глаза, может в такие моменты вообще лучше забивать?
    • 2

      в: Разное

      Интересовался сновидениями и куча всего перечитал(пересмотрел), к сожалению из всего я не смог ничего применить в своих снах, но чаще всего встречал информацию о том как управлять сном следующую : нужно посмотреть на свои ладони и тогда Вы начнете с легкостью делать что Вам заблагорассудится, соответственно прежде понять что это сон. Однако повторюсь, это далеко не так просто как это рассказывают источники)))
    • 7

      в: Разное

      @Valdar очень верно изречение, по поводу скорпионов, я тоже человек этого знака зодиака и видеть души других людей не очень приятно, ведь сейчас столько людей не особо хороших и понимаешь их быстрее остальных, как итог все больше и больше разочаровываешься в людях.
    • 5

      в: Разное

      Мне  прогулки во время сильных морозов нравятся, только тогда когда есть много снега. Тогда даже на душе как-то приятно и спокойно. В морозную снежную погоду, очень люблю прогуляться, независимо от температуры, даже в -35 градусов. Только у нас такие зимы все реже и реже бывают. Даже в Сахаре недавно снег выпал. А у нас перед новым годом в клумбах нарциссы из земли повытикались,  еще немного и цвести начали.
    • 3

      в: Разное

      Тоже хороший навык особенно с нашими скользкими зимами)))
    • 1

      в: Юмор

      Любимой игрой в нашей компании была конечно монополия, но Вы в нее играли, еще играли и бутылочку, крутили на столе пустую бутылку и тот на кого она показывала целовался с тем кто крутил! Так же играли в карточные игры, Техасский покер и в тысячу! Сечас модная игра в Мафию! Мафия — суперская командно- психологическая пошаговая ролевая игра с детективным сюжетом.
      Сюжет: Жители города, обессилевшие от разгула мафии, выносят решение пересажать в тюрьму всех мафиози до единого. В ответ мафия объявляет войну до полного уничтожения всех порядочных горожан. Правила есть в интернете! Игра интересная!
    • 9

      в: Люди и отношения

      Мы славяне и мы всегда были народом который был всегда оказать помощь другим, поделится куском хлеба или любую другую помощь в которой нуждаются люди! Недавно в одном издании прочитал интересный факт! Помогая другим, мы улучшаем себе настроение. Это потому, что благородные поступки влияют на секрецию допамина, важного нейромедиатора. Ученые доказали, что достаточно пяти маленьких актов доброты в течение недели, повторяющихся в течение шести недель, чтобы заметить положительные изменения в самочувствии. Что интересно, по словам авторов исследования, одноразовая помощь не имеет большого значения. Также они подчеркивают, что положительные аспекты помощи быстро проходят. Значит, чем чаще и охотнее мы помогаем, тем больше пользы мы извлекаем из этих действий. Результаты исследований, опубликованные в Public Health, показывают, что люди, регулярно помогающие другим, менее склонны к появлению депрессии или профессионального выгорания. Вот такая интересная закономерность!
    • 10

      в: Разное

      Меня, Андрей, в ранней юности очень привлекала журналистика, но не смогла я доказать своим родителям, в особенности маме, как это важно для меня. В итоге пошла учиться не туда, куда хотела, а туда куда было удобно родителям и в результате испортила себе жизнь, не смогла сделать карьеру, но не это главное, я не смогла заниматься любимым делом. Может быть сейчас время другое и молодежь выбирает престижные специальности для сегодняшнего дня, но поверьте, очень важно заниматься тем, что тебе по душе, чем ходить на работу как на отбываловку.
    • 260

      в: Юмор

      - Она страшней меня на 5 лет   - Чувство долга — когда знаешь, что должен, но чувствуешь, что не отдашь!   - В детстве я хотел стать взрослым. Прошло время, и теперь другие хотят, чтобы я стал взрослым.   - Не так страшна женщина, как она себя малюет.   - Фраза "Давай останемся друзьями" означает, что я не люблю тебя, но видеть, как ты меня любишь, мне приятно...   - Мы живем во время, когда финансовая устойчивость ценится больше, чем моральная.   - Мы не прощаем людей не за то, что они нас обманули, а за то, что мы им верили.   - Зарплата - это маленькая радость, которая быстро исчезает после уплаты коммунальных услуг и нескольких походов в магазин.   - Пока ждешь своего часа, пролетают годы.   - Вы не огорчайтесь, что зима теплая и без снега. Зато лето будет холодное и дождливое.
  • Сообщество в Facebook