• Изображения

  • Саша
    Саша

    "Разговор двух классиков. Портрет"

    Друзья, хочу поделиться продолжением перевода интервью Жанлу Сьеффа для книги Франка Хорвата “Entre Vues” 1990 г. Этот фрагмент посвящен очень важной для любого фотографа теме – портрету. Жанлу Сьефф стал автором множества классических портретных фото. Глядя на его фотографии, я поймала себя на том, что Карла Лагерфельда я представляю себе только как черно-белое фото, где он изображен с белым веером в руках. Ив Сен Лоран тоже всегда вспоминается мне таким, как на фото Сьеффа. Этот разговор будет интересен тем, кто согласен, что резкое и качественное изображение лица сделать легче, чем передать особое выражение человека или жест, по которому его все узнают.

     

    Франк Хорват: Как ты готовишься к съемкам? Ты много думаешь об этом?

     

    Жанлу Сьефф: Все время, но по частям. Завтра я собираюсь работать над плакатом для кампании по борьбе со СПИДом. Я хочу сфотографировать пары. Юноша, 18 лет и хрупкая девушка того же возраста. И вторую пару  - два парня чуть постарше. Я хочу ходить с ними и импровизировать. С другой стороны, многое задано заранее. Уже известен масштаб - плакат, три метра на четыре, с текстом справа, и так далее. Но, я жду и чуда. Это может быть какое-то неожиданное освещение, вдруг оголившееся плечо, рука в нужном месте. Просто мелкие погрешности, которые, подарит мне снимок. Хотя, все может пойти совсем не так, как я себе представлял, - на самом деле я не знаю, что именно буду делать завтра, хотя я думал об этом в течение десяти дней. В чрезмерной подготовке есть своя опасность, - опасность не заметить гениальности вне своей подготовки. Я хотел бы быть открытым, но у меня не всегда получается. Иногда я закрываюсь и не оставляю места для импровизации. Особенно, когда я устал, или когда у меня болит голова, или когда времени слишком мало, или когда клиент раздражает меня. Тут-то и приходят ошибки.

     

    Фрэнк Хорват: Глядя на мои старые фото, я заметил, что иногда фотографии в начале съемок, которые могут быть и не совсем связаны с темой, получаются самыми интересными. Они сняты до того момента, когда я определяю свою цель слишком точно и ограничиваюсь этим направлением. Это заставляет меня пропускать некоторые возможности. Есть сессии, из которых я сохранил только одну фотографию, сделанную в начале первой пленки. Если бы я мог прожить те моменты снова, я хотел бы попытаться выходить за рамки предмета немного чаще.

     

    Жанлу Сьефф: Я не верю, что можно изменить свой способ видения. Точка, к которой ты стремишься,  - результат твоего собственного решения. А то, что ты считаешь счастливой случайностью, - фото, не напрямую связанное с твоей целью, также связано с какой-то частью тебя.

     

    Фрэнк Хорват: Тем не менее, у меня остается сожаление. Но, возвращаясь к твоей фотографии: тебе когда-нибудь приходилось говорить себе: "Тут я сильно промазал, я пошел не тем путем, я уничтожил шанс."

     

    Жанлу Сьефф: Постоянно.

     

    Фрэнк Хорват: Ты можешь привести пример?

     

    Жанлу Сьефф: О, их так много! Я мог бы рассказать, например, о портретах. В течение четырех или пяти лет, у меня был уникальный шанс снять нескольких невероятно интересных людей. Это люди, которыми я восхищался, великие личности: Бежар - хореограф, Атауальпа Юпанки - гитарист, профессор Джейкоб - ученый,  - это люди, которые стимулируют меня тем, что они есть, и тем, что они делают. Тем не менее, в девяти случаях из десяти, я был разочарован этими портретами. Конечно же, фотографии были качественными, резкими, и многие узнают натурщиков. Но я не пошел достаточно далеко. Часто слишком чувствуется, что это постановочные фото, им было неудобно перед камерой. Я заставил их прийти ко мне в студию, потому что хотел, чтобы они были доступны, далеки от своего телефона, от защитной среды. Это сработало, - они, становились незащищенными и хрупкими. Я отнюдь не  хотел завладеть некой  властью над ними. На самом деле, все обстояло как раз наоборот. В какой-то момент, мне приходилось досрочно заканчивать сессию со словами: "Отлично! Отлично! Все получилось! " -  как раз тогда, когда я чувствовал, что становится интересно, - только потому, что я чувствовал их дискомфорт и не хотел, чтобы они страдали. Таким образом, они жали мне руку и уходили, а я оставался в одиночестве, ругая себя: "Почему я не использовал все четыре пленки? Почему я не пошел до конца, хоть это их и нервирует? "

     

    Фрэнк Хорват: Тем не менее, тебе не удалось так сильно ....

     

    Жанлу Сьефф: Фото  всегда удается в каком-то смысле. Всегда есть люди, которые скажут: "Как здорово, можно сосчитать каждую ресничку, можно увидеть текстуру кожи." Они уходили довольными, но мне этого было недостаточно. К тому же, нет никаких доказательств того, что, заставив их страдать еще час, я достиг бы чего-то лучшего. С Бежаром у меня был большой разговор о том, что такое фотогеничность. Фотографировать его было захватывающим действом. Отсняв половину пленки, я остановился, чтобы сказать: "Ваш взгляд настолько яркий, что, кажется, он может засветить пленку, как рентгеновские лучи." Так, мы начали говорить о людях, которые фотогеничны, не будучи красивыми, и, на наоборот, про привлекательных девушек, чьи глаза так же пусты, как глаза коровы, смотрящей на проезжающий поезд. О том, что некоторые люди, кажется, "заселены", а некоторые - нет. Что фотогеничны люди, "в которых есть жизнь".

     

    Фрэнк Хорват: То, что Вальтер Беньямин назвал "аурой".

     

    Жанлу Сьефф: Совершенно верно. Это может быть даже у идиота, хотя такое случается редко. Бежар выслушал меня и сказал: "Да, я согласен, но ты забыл важный элемент: желание дать. С тобой, я чувствую, как давать. Так же, как есть ночи, когда человек танцует лучше, потому что чувствует поддержку аудитории". Он был прав: портрет может пойти не так, потому что модель не может отпустить себя. Даже крошечный жест, легкая релаксация, очень небольшое движение может повести в правильном направлении. Хороший портрет – это связь между двумя людьми. Должен быть кто-то перед камерой и кто-то позади нее.

     

    Фрэнк Хорват: Хотя бывает как раз наоборот:  "аура" появляется, когда натурщик остается замкнутым внутри себя, когда он держит дистанцию.

     

    Жанлу Сьефф: Как Атауальпа Юпанки. Это был один из редких портретов, которыми я действительно доволен. Там не было абсолютно никакого контакта между нами. Это было как фотографирование скалы на острове Пасхи. Ты стоишь перед ним, установил освещение, снимаешь, и когда ты закончил, он просто жмет руку и уходит.

     

    Фрэнк Хорват: Думаешь, Бежар сказал бы, что "он дал?"

     

    Жанлу Сьефф: Атауальпа Юпанки? Он не мог заботиться о фото меньше.

     

    Фрэнк Хорват: Возможно, это был его способ дать.

     

    Жанлу Сьефф: Уверен, что так и было. Но когда Бежар сказал, что "дает", он не имел в виду, что надо изображать что-то фальшивое. Почему некоторые портреты девятнадцатого века смотрятся более естественными, чем современные? Хотя тогда надо было сохранять одну позу и выражение лица долгие три минуты, а сегодня можно сделать фото в тысячную долю секунды? Как выражения людей, вынужденных неподвижно застыть на месте со строгой осанкой, могут выглядеть более правдоподобными, чем в моментальных снимках?

     

    Фрэнк Хорват: Какое же твое объяснение?

     

    Жанлу Сьефф: Потому что они не выдумывают. Невозможно держать фальшивую улыбку в течение трех минут, - если это не в вашей природе ....

     

    Фрэнк Хорват: Еще одна причина может заключаться в том, что у них было время сосредоточиться. Сегодняшние проблемы из-за того, что люди не знают, что делать с самим собой.

     

    Жанлу Сьефф: Тем не менее, обратное - также верно. Физический дискомфорт тоже может быть показательным. Я сделал портрет Дуано, на сером фоне, с фотоаппаратом в руке .. Он чувствовал себя так неловко, что неестественно наклонился вперед. Но это было характерно для него. Его дискомфорт был его правдой.

     

    Фрэнк Хорват: Есть вещи, которые натурщик дает, и другие, которые фотографы способны взять. И они не обязательно совпадают ...

     

    Жанлу Сьефф: Важно иметь некое личное ощущение модели. Плохие портреты - это портреты людей, к которым ты ничего не чувствуешь. Но есть и другие факторы. Если ты решил, что складки одежды показательны, они могут стать важными. Это - часть того, что я называю "поверхность".

     

    Фрэнк Хорват: То, что мы говорим о портретах, заставляет меня думать, что мне надо снова обратиться к портрету. Теперь мне кажется, я недостаточно использовал возможности этого жанра.

     

    Жанлу Сьефф: А я думаю, что сделал слишком мало действительно хороших. Хотя для меня, каждая фотография - это или портрет, или пейзаж. Фэшн-фотография может быть третьей возможностью. Мой главный интерес к ней, кроме знакомства с красивыми девушками, конечно, в том, что она позволяет мне идти в любом направлении.

     

    d9pgqq3rbl.jpg

    jzivzto8m7.jpg

    ydez56ylxn.jpg

    qjgn556np6.jpg

    36mzvbt7dq.jpg

    mmpgucocl2.jpg

    3itr4g4ike.jpg

    wvip9pft8v.jpg

    eg8y8v139l.jpg

    • Нравится 1


    Отзывы пользователей




    Создайте аккаунт или войдите для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Алексей Паршин
      Лет 15 назад, когда сеть не была так насыщена полезной инфой, я черпал знания из периодической печати, в том числе покупая журналы по фотоделу. Один из друзей посоветовал мне обратить внимание на журнал "Фотомастерская". Хотя основной акцент там был сделан на обработку фотографий, много материалов носили универсальный характер - интервью с фотографами, общеобразовательные вещи, всякие хитрые трюки. Потом качество инфы стало падать, и я журнал перестал покупать. Но там прилагались диски с наиболее "вкусными" вещами. Рекомендую скачать их с торрентов.
    • Автор: Алексей Паршин
      Хочу рассказать об эффектном и простом фототрюке, который наверняка многие видели, но не знали, как его повторить. Для съёмки понадобится закрепить камеру на штативе или иным способом. Не меняя её положения и освещения, делаете серию снимков своей модели в разных местах также статичного интерьера. Потом в графическом редакторе накладываете фотографии друг на друга, подтирая лишнее. Фото ниже являлось экспериментальным, то есть сделано мыльницей без выстраивания сюжета, композиции и т.д. Фотографирование заняло минут пять, обработка минут десять.

    • Автор: Алексей Паршин
      В последнее время шло несколько обсуждений о подарках и юбилеях. Решил напомнить об одном из эффектных вариантов подарка. В данном случае нашёл портреты героев войны 1812 года в хорошем качестве и в Фотошопе вписал физиономию собственного шефа. Потом дополнительно наложил текстуру ткани и отправился в фотоателье. Там картинку распечатали на холсте в масштабе 1:1, добавили несколько мазков настоящей масляной краски для натуральности и объёма. Там же подобрали роскошную золочёную раму с завитушками. Получился весьма эффектный фамильный портрет.

    • Автор: Алексей Паршин
      Моя знакомая обладает вполне эффектной внешностью и выставляет в соцсетях шикарные фотки. Когда мы пересекаемся, хочу получить похожий результат, нащёлкивая десятки кадров в разных ракурсах. В результате получаются какие-то глумливые шаржи, которые она заранее, не глядя, просит никому не показывать. Грешу на её живую мимику, потому что остальные участники нашей компании получаются вполне прилично. И это при том, что я неплохой ретушёр в Фотошопе. Сталкивались с подобными сложностями и как с ними боролись в полевых условиях репортажной съёмки?
  • Вспоминаем ранние статьи

  • Главы учебника

  • Сейчас в сети 1 пользователь, 0 анонимных, 3 гостя, 5 роботов (Полный список)

    Поисковые роботы онлайн:

  • Статьи в разделах

  • Топ награжденных

    На этой неделе никто не получал наград

  • Последние сообщения форума

    • 2

      в: Люди и отношения

      Ну такую ситуацию можно рассматривать двояко.  Человек и поесть себе купит на вырученные деньги. По большому счету только ему одному решать на какие цели тратить свою выручку.   Тем более, что у неблагополучного человека вещь отнять могут, тогда ни денег ни вещи не будет.  Лично я, не знаю как бы поступила в такой ситуации,  к счастью случаев таких не было.  @Владлена  , если вещь Вам пригодилась и пользуетесь ей, то какая разница у кого  она куплена.  Это же вещь не ворованная.   Например , на авито тоже многое продается , но покупая там у продавца  не спрашиваешь причину продажи.
    • 375

      в: Юмор

      Знакомьтесь - Фенька! (автор неизвестен)   Вообще-то её зовут Марта. Но поскольку она на мордашку – вылитый пустынный фенёк, я лично зову её Фенькой. А ей по барабану. Она на всё откликается. Лишь бы пузо чесали. Фенька - это не наша собачка. У нас – блондинистая и добрейшая плавательная собака-лабрадор Варя. А Фенька принадлежит младшей сестрёнке моей супруги. Фенька, извините за выражение – чихуа-хуа. Соответственно, она маленькая. А голова у неё ещё меньше её самой. А уж мозг – вообще микроскопических размеров. Так что внутренний мир у неё небогатый. И ничего особо интересного с ней в жизни не происходило. Ну, если не считать того, что в питомнике её всячески обижали и кормили просроченным борщом. И когда она таки попала в дом к хорошим хозяевам, то вела себя трепетно и зашуганно, как сиротка Марыся. Жрала, что дадут, глядела снизу вверх преданным взором и пыталась быть незаметной, аки тень прадедушки Гамлета. В возрасте трёх месяцев она, перепрыгивая через скатанный в рулон ковёр, ухитрилась сломать себе лапку. И два месяца шкандыбала, как дура, в гипсе. Этот эпизод тоже ей самоуважения не добавил. С течением времени она, конечно, окабанела, и теперь изволит кушать только специально приготовленную варёную курочку, не забывая, впрочем, шакалить под обеденным столом на предмет случайно упавшего кусочка колбаски. Собственно, вся её жизнь заключается только в том, чтобы поесть и изредка нагадить под хозяйской кроватью. Тем не менее – о любом существе можно что-нибудь рассказать.   Ну-у-у, например… О! Давайте я расскажу о том, как Фенька теряла девственность.   Итак, когда Феньке было уже два или три года, её хозяйка задумалась на тему, что надо бы уже эту старую деву уестествить. Здоровья для. А то, понимаете, мигрени, нервы, общая неудовлетворённость жизнью и всякое такое. Ну, женщины в курсе, полагаю. Поскольку жена у меня – врач, она благородно предложила взять все хлопоты, связанные с супружеством Фенечки, на себя. И Фенечка приехала к нам домой. Посидев вечерок на телефоне, мы нашли Феньке племенного производителя. Порода, дипломы, необходимый опыт, цена договорная, все дела. Звали будущего папашу Фенькиных щенков Микки. На следующий же вечер Фенечку одели в подвенечное платье и повезли к жениху. Как назвать кобелька чихуа-хуа? Чихуа-***к? Ой, что-то я не то ляпнул… Да в общем-то, и неважно. Важно то, что Микки был красавец, во-первых, и ловелас со стажем, во-вторых. А то мы несколько волновались – сумеет ли он сделать то, что нужно, с трепетной девственной Фенечкой? Красавец Микки, без сомнения, умел обращаться с женщинами. Он минут пять что-то шептал ей на ушко, явно уболтал, и без всякого Фенечкиного сопротивления совершил то, за что ему было уплачено. Даже несколько раз. Фенька приехала домой ублаготворённая по самое некуда. На морде её поселилось выражение: «и где я, дура, раньше была?» Фенечку свозили к красавцу Микки ещё раз. Для закрепления, так сказать, результата. После этого Фенька окончательно поняла, какой должна быть настоящая жизнь! Никто не ожидал, что психология Феньки настолько изменится. Но всё оказалось ещё мрачнее. Начиная со следующего утра милую скромную собачку как подменили. Из нежного и пушистого существа наружу вырвалась неистовая, озабоченная донельзя нимфоманка. Единственным обращением к ней стало: «Уймись, шалава!» Развратная Фенечка избрала меня, единственного мужчину в семье, объектом своих домогательств. Она выползала из потайных углов в позе парализованной креветки, призывно задирала хвостик и, придвигаясь ко мне исключительно задом, горячо и влажно смотрела, вывернув голову. - Меня не интересуют маленькие собачки!!! Большие, впрочем, тоже!!! – орал я и швырял в развратную Фенечку тапком. Развратная Фенечка пряталась под диван, но через пять минут выползала с прежними домогательствами. Жену Фенька начала воспринимать исключительно как «то существо, которое отвозит меня в обитель неги». Как только жена появлялась в дверях, Фенечка целеустремлённо шныряла ей под ноги, и прямиком направлялась в подъезд. - Стоять! – орали мы. Фенечка в упор ничего не желала воспринимать и начинала яростно лаять. Смысл её горячей речи был понятен любому: - Не, хозяйка, я не поняла, чё такое? К мужику меня давай вези! На замечание супруги, дескать, перебьёшься, Фенька начинала выть, кидаться на дверь, потом валялась по полу и стучала лапками с видом: «Отвезите меня немедленно до городу Парижу туда, где мой миленький живёт!» Короче, мы вернули совершенно дурную Фенечку обратно сестрёнке и вздохнули с облегчением. Временно. Потому что за пару недель до родов жена забрала Феньку обратно к нам, с мотивацией: «Дескать, я врач, пущай при мне рожает. Всем спокойнее будет». Фенечка к этому времени была уже не буйной. Она полностью осознала свою роль будущей мадонны и вела себя соответственно. Она ходила медленно и вальяжно, подметая раздувшимся брюшком пол, категорически отказывалась запрыгивать на диван сама и стала крайне привередлива в еде. А самое главное – она изящно и томно блевала. Везде. По любому поводу. В общем, достала она нас. В высчитанный торжественный день появления щенков нас звали друзья на день рождения. Так жена не поехала, ибо несчастная Фенечка требовала присмотра. Пришлось мне в гостях отдуваться за двоих. К тому же я постоянно хватался за телефон и перебивал застольные разговоры своими воплями: «Ну шо, это меховое чучелко разродилось или нет?» - Не разродилось. На следующий день тоже. И на следующий. Но продолжало исправно томно блевать и смотреть на мир выпученными сияющими глазами будущей мадонны. Глазки у Фенечки, кстати, здорово навыкате, поэтому постоянно возникает ощущение, что у неё проблемы с щитовидной железой. Впрочем, это я отвлёкся. Когда Фенька припозднилась с родами уже на неделю, жена не выдержала и позвонила хозяйке красавчика Микки. Из диалога было ясно следующее: - Не рожает? Уже неделю переходила? Ложная. Наверняка. У породистых мелких собачек это очень часто бывает. Ничего особенного. В следующую течку привозите, мы всё сделаем ещё раз. Да, Микки постарается. Да, бесплатно. Жена вежливо поблагодарила, положила трубку и повернулась к томно блюющей Фенечке, аки разъярённая фурия. - Что ж ты мне врёшь-то? – с упрёком сказала моя супруга. Фенечка прижала ушки. - Что ты нам здесь за спектакли устраиваешь, дрянь такая? А? Я тебя спрашиваю! Мы её, понимаете, на руках носим, на диванчик её укладываем, экскременты за ней вытираем, а она? Она нам фигвамы рисует??? Пошла вон, шалава, и хватит мне тут на жалость давить! Ни фига ты не беременна, скотина мелкопузырчатая!!!!! Исчезни с глаз моих долой и не отсвечивай!!! И это было сказано, как отрезано. Отолстопузевшая Фенька поняла всё. Блевать она перестала моментально. На диван запрыгнула через пару часов. Спустя неделю раздувшееся брюшко тоже полностью пришло в норму. Радостная Фенька была бодра и весела. Впрочем, этого мы уже не видели, так как вернули впечатлительную Фенечку обратно сестрёнке и больше не заморачивались ни с какими щенячье-матримониальными планами.
    • 1

      в: Разное

        А может быть, @Юрий, Ваш сын именно потому и сопротивляется, что все предлагают ему купить  подержанную машину именно отечественного производства, а ему хотелось бы импортную машину, пусть и не новую - для начала? Все же наши машины ни в какое сравнение не идут с зарубежными...
    • 3

      в: Материалы сайта

      Действительно, райское место, Мечта для любого туриста. Глядя на ваш фотоотчёт, не сразу поймёшь, что это крымский отель. Да и, судя по описанию, уровень сервиса не хуже турецких/египетских отелей. При этом всё своё, родное)
      Теперь у многих читателей сайта появится мечта попасть в Мечту)
      А птичку, как говорил классик, всё равно жалко! Ей бы просторы неба да крымских степей...
    • 5

      в: Разное

      Я бы подсказал да сам не умею, пробовал, но все пальцы сбил и забил на эту затею.
    • 8

      в: Люди и отношения

        Уверена, что любой человек, поставив перед собою какую-то важную для него цель, способен если не достичь её, то во многом усовершенствовать себя, что в любом случае будет ему во благо. Конечно, придется приложить много усилий и затратить на путь к цели достаточно много времени и упорного труда на этом пути, но... Этот путь принесет человеку больше пользы и удовлетворения, чем сеансы (очень дорогостоящие!) у психолога. Никто же не может  дать 100%-ной гарантии в том, что посещения психолога помогут человеку избавиться от его фобий... Я не сомневаюсь, что лишь сам человек способен изменить себя к лучшему...
    • 0

      в: Разное

      Свободное время у большинства из нас бывает не часто, но каждый старается хоть иногда выкроить свободную минутку для занятия любимым делом. Вот мне интересно, какие любимые занятия для отдыха выбираете Вы?
    • 8

      в: Творчество

        Как здОрово, что Вы сами, @Vladabeloved, рукодельница и деток своих приучаете к рукоделию! А Ваша задумка о своеобразной выставке детских поделок на специально для этого сделанных красивых полках, а рисунков - в рамочках на стенах всегда  смогут поощрять сыновей к дальнейшему развитию их навыков, являясь доказательством уважения мамы к их творчеству.
    • 4

      в: Разное

        Да-да, @Аза, я тоже думаю, что причина именно в этом. Вряд ли кто-то из нас - женщин - мог бы любить своих детей меньше, чем внуков. Осознание этого приходит с возрастом. А в молодости, бывает так, что из-за неопытности, большой загруженности и усталости от этого, некогда бывает задуматься о своих чувствах к маленькому ребенку, - все делается почти "на автомате"... 
  • Сообщество в Facebook