• Изображения

  • Саша
    Саша

    Композиция в фотографии и живописи

    Когда была изобретена фотография, много говорили о том, не вытеснит ли она живопись. Сегодня можно с уверенностью говорить о взаимном влиянии, а не о конкуренции. Фотография во многом опирается на опыт композиции и колористики, проработанный столетиями усилий живописцев. Есть и обратное влияние. Моментальная фотография открыла для художников совершенно новый подход к композиции. В истории живописи, как и в ее наследнице – постановочной фотографии, полотно вмещает все, что хотел сказать художник, не больше и не меньше. Моментальная фотография показывает фрагмент жизни, и создает чувство, что за кадром осталось еще много неизведанного. Здесь возможны обрезанные части перспектив, улиц, домов и даже людей.

     

    В этой статье я хочу поговорить о двух произведениях, в которых художники воспользовались этой новой выразительной возможностью и о принципах композиции как таковой. В современном мире, где каждый может сделать качественные снимки, особое значение приобретает умение найти среди миллиардов возможностей тот самый кадр, создать композицию.  И, я думаю, что  сравнение композиции работ Кайбота и Дега поможет создавать или находить собственные фотошедевры.

     

    Перед нами два полотна художников конца 19 века. В обоих очевидно влияние моментальной фотографии на композицию. Первая картина «Парижская улица в дождливую погоду» Гюстава Кайбота была написана в 1877 году.

    Впервые эта картина была выставлена на 3-й выставке импрессионистов  вместе с другими картинами Кайботта. После смерти художника в 1894 году она перешла к его брату Марсиалю. В 1954 году картина была продана американскому промышленнику Уолтеру Перси Крайслеру, основателю автомобильной корпорации Chrysler, а в 1964 году была приобретена Чикагским институтом искусств, где и находится до сих пор, в коллекции европейской живописи и скульптуры. Сложная композиция картины бесконечно завораживает ощущением разнонаправленного и не связанного друг с другом движения людей и экипажей. Архитектура при этом выглядит монументальной и нерушимой. просторный перекрёсток, наполненный воздухом и нюансными бликами света, пропитан спокойной и прохладной атмосферой дождливого дня.

     

    Картина Эдгара Дега «Граф Лепик. Площадь Согласия» предполагает решение немалого числа загадок. В сущности, неизвестно, при каких обстоятельствах она создана. Предполагают, что она написана 1876 году, но даже это не точно. Картина не была заказной и, показывая своих друзей писателя Алеви и художника Лепика с дочерьми, художник представил их участниками непринужденной сцены на самой знаменитой парижской площади. Другой такой композиции ни до, ни после Дега не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал свой шедевр графу Лепику, и до конца столетия картина оставалась неизвестной. После нескольких смен хозяев картина попала в Россию и сейчас находится в Эрмитаже.

     

     

    Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями. С одной стороны, она представляет собой портрет, причем один из самых необыкновенных, а с другой, сцену парижской жизни, в которой пространство пейзажа играет слишком активную роль, чтобы служить только фоном. Сохранился подготовительный рисунок к картине, изображающий дома на улице Риволи, граничащей с площадью. Наряду с виконтом Лепиком, его дочерьми и случайным прохожим площадь Согласия как бы становится еще одним "действующим лицом".

     

    Обе картины намеренно используют особенности моментальной фотографии – люди, экипажи, собаки изображены в движении, никто не позирует, не смотрит прямо на художника, границы холста «обрезают» не только части улиц и домов, но и фигуры людей. Обе являются шедеврами мирового искусства. И если сказать по правде, лично я, попыталась бы сфотографировать улицу так, как написал ее Кайботт. Однако, известный немецкий искусствовед Макс Имдаль пишет об этих двух картинах: «Едва ли нужно говорить о том, что Дега выступает здесь как гораздо более значительный и смелый мастер композиции чем Кайботт.» (Макс Имдаль. Опыт другого виденья. «Дух и Литера». 2011. с. 197).

     

    Для меня это суждение стало неожиданным и мне захотелось разобраться, в чем же преимущество композиции Дега. У Кайботта композиция смелая, и в то же время гармоничная. Главный мотив полотна – пара под зонтиком, расположен в правом нижнем углу картины, на первом плане, почти перекрывая главных героев, расположена фигура мужчины, идущего им навстречу, часть которого в кадр не попала.  Эту группу уравновешивает монументальный ледокол углового здания в левом верхнем углу и жесткая вертикаль фонарного столба в центре картины. Множество вертикалей, читающиеся в архитектуре и темных силуэтах прохожих, поддерживают спокойную гармонию этой композиции.

     

    В картине Дега практически все это же доведено до крайности. Ее композиция отважна и равновесна. У меня она вызывает ощущение ассиметричного карточного домика, где каждая пылинка на своем месте, и даже взмах крыла бабочки может разрушить искусную конструкцию. Если представить, что сигара или зонтик графа направлены чуть-чуть иначе, или, что нет ярко красных акцентов в петлице у графа, на дальнем конном экипаже, руке и лице Алеви, равновесие исчезнет, нижний правый угол безнадежно перевесит верхний левый и вся композиция кубарем покатится в тартарары.  Вертикалей здесь не много, ровно столько, чтобы соблюсти самый легкий намек на равновесие. Фигуры людей не вертикальны, а выражают стремительное движение и уравновешиваются встречной направленностью этого движения. Для искусствоведов остается загадкой, почему на этой картине дочери графа и его собака смотрят и, кажется, движутся в противоположную сторону от стремительных шагов самого графа. При этом фигуры девочек довольно неестественным для идущих вперед людей образом, кренятся назад,  как будто граф подхватил их вихрем своего движения. И все же среди этого разнонаправленного движения царит равновесие.

     

    Что ж, пытаясь объяснить себе слова Имдаля, думаю, дело вот в чем. Особенности мышления человека заставляют его искать гармонии, так называемого равновесия в композиции. Легче всего этого равновесия достичь, поместив самый главный – большой – яркий объект в центр композиции. Но, в таком случае, композиция может восприниматься как постановочная, неживая, застывшая или скучная. Кайботт идет другим путем. Он создает композицию, где верхний левый угол уравновешивает нижний правый. Его композиция воспринимается как смелая и в то же время гармоничная. Но и это не предел возможностей композиции. К этому пределу приблизился Едгар Дега, создавший удивительную композицию на грани неприемлемого для человеческого вкуса, где каждая деталь неотъемлема.

     

      

     

     

    caybott05_big.jpg

    72847970_YEdgar_Dega__Ploschad_Soglasiya_YErmitazh.jpeg



    Отзывы пользователей


    Спасибо, Саша, за предоставленную нам возможность ознакомиться с прекрасными картинами и с их помощью в большей степени осознать влияние многовекового опыта живописи на современное фотографическое искусство. 

    Я, увы, не являюсь знатоком в живописи, но, с большим интересом, проследив за Вашими рассуждениями об этих двух картинах, хочу с Вами согласиться.

    На меня с самого первого взгляда картина Гюстава Кайбота «Парижская улица в дождливую погоду»  произвела наиболее сильное впечатление, по сравнению с картиной Эдгара Дега «Граф Лепик. Площадь Согласия». И, думаю, что вторая картина "проигрывает" как раз  в смысле выбора художником композиции, т.к. и площадь Согласия в Париже едва угадывается, и сам граф Лепик (вместе с детьми и собакой) выглядят странновато... Картина же Кайбота выполнена с фотографической точностью, что создает у зрителя эффект присутствия. 

    Ваша попытка объяснения взгляда  Имдаля на эти картины позволили мне в какой-то мере понять и принять для себя мнение этого искусствоведа.

    И мне хотелось бы еще раз поблагодарить Вас, Саша, за интереснейшую статью и выразить надежду, что Вы не раз еще порадуете читателей сайта новыми для всех нас открытиями.

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах

    Спасибо за отклик. Очень приятно встретить понимание и приятно, что смогла удивить Вас, как удивилась сама. Я уверена, что художник создает искусство не для искусствоведов, а для каждого человека. Переживание переполняет его, и он не может не поделиться. Свою роль как культуролога я вижу не в том, чтобы оценивать и быть критиком, а в том, чтобы устроить еще кому нибудь встречу с творением. Тоже своего рода попытка передать дальше свое Переживание только уже словами.

     

    Ну, и если честно, мы не обязаны во всем верить экспертам.  Может быть, лично мне или Вам по эмоциональному наполнению ближе спокойная и безмятежная композиция Кайботта.  

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах


    Создайте аккаунт или войдите для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Алексей Паршин
      Лет 15 назад, когда сеть не была так насыщена полезной инфой, я черпал знания из периодической печати, в том числе покупая журналы по фотоделу. Один из друзей посоветовал мне обратить внимание на журнал "Фотомастерская". Хотя основной акцент там был сделан на обработку фотографий, много материалов носили универсальный характер - интервью с фотографами, общеобразовательные вещи, всякие хитрые трюки. Потом качество инфы стало падать, и я журнал перестал покупать. Но там прилагались диски с наиболее "вкусными" вещами. Рекомендую скачать их с торрентов.
    • Автор: Алексей Паршин
      Хочу рассказать об эффектном и простом фототрюке, который наверняка многие видели, но не знали, как его повторить. Для съёмки понадобится закрепить камеру на штативе или иным способом. Не меняя её положения и освещения, делаете серию снимков своей модели в разных местах также статичного интерьера. Потом в графическом редакторе накладываете фотографии друг на друга, подтирая лишнее. Фото ниже являлось экспериментальным, то есть сделано мыльницей без выстраивания сюжета, композиции и т.д. Фотографирование заняло минут пять, обработка минут десять.

    • Автор: Алексей Паршин
      Могу ошибиться в деталях, но случилось это в 80-е в весеннем номере газеты "Труд". Передовица была посвящена какому-то торжественному заседанию и сопровождалась большой фотографией президиума, с трибуны которого выступал М.С.Горбачёв. Вероятно, редактор решил перенести ораторствующего президента на первый план. Ретушёр замазал старое местоположение, восстановив линию стола, и приклеил трибуну на более удачное место. Вот только поверхность стола замазать забыл. Так и осталась "лежать" на поверхности лысая макушка с известным всему миру пятном)
    • Автор: Алексей Паршин
      Когда-то от предприятия меня направили на учёбу в Кингстонгский университет во главе группы из 10-ти человек молодых специалистов. По выходным мы собирались на природе, дабы устроить маленький пикник. Однажды, будучи в Гринвиче, мы выбрали одиноко стоящий холм, разложили на лавочке свои припасы и немного перекусили вдали от местных жителей. Потом на одной из фоток в центре компании я обнаружил незнакомого юношу со стаканом в одной руке и бутербродом в другой. Нарочно опросил всех участников нашей экспедиции, но никто даже предположить не смог его происхождение.
    • Автор: Алексей Паршин
      Одно время активно выставлялся на известных фотосайтах и в творческих группах соцсетей. Пока получал похвалы и конструктивную критику, мне это нравилось. Когда появились тролли, то в ответ разносил их работы в пух и прах. Неоднократно участвовал в конкурсах, набирая вначале максимальное количество лайков, но при финальном голосовании минимум очков. Понятно, что народ разбивается на кланы и поддерживает своих. Всё это дало понимание и своих возможностей, и предсказания реакции широкой публики. Жалея время и нервы, снёс почти все профили и альбомы.
  • Вспоминаем ранние статьи

  • Главы учебника

  • Сейчас в сети 2 пользователя, 0 анонимных, 6 гостей, 4 робота (Полный список)

    Поисковые роботы онлайн:

  • Статьи в разделах

  • Топ награжденных

    На этой неделе никто не получал наград

  • Последние сообщения форума

    • 2

      в: Люди и отношения

      Ну такую ситуацию можно рассматривать двояко.  Человек и поесть себе купит на вырученные деньги. По большому счету только ему одному решать на какие цели тратить свою выручку.   Тем более, что у неблагополучного человека вещь отнять могут, тогда ни денег ни вещи не будет.  Лично я, не знаю как бы поступила в такой ситуации,  к счастью случаев таких не было.  @Владлена  , если вещь Вам пригодилась и пользуетесь ей, то какая разница у кого  она куплена.  Это же вещь не ворованная.   Например , на авито тоже многое продается , но покупая там у продавца  не спрашиваешь причину продажи.
    • 375

      в: Юмор

      Знакомьтесь - Фенька! (автор неизвестен)   Вообще-то её зовут Марта. Но поскольку она на мордашку – вылитый пустынный фенёк, я лично зову её Фенькой. А ей по барабану. Она на всё откликается. Лишь бы пузо чесали. Фенька - это не наша собачка. У нас – блондинистая и добрейшая плавательная собака-лабрадор Варя. А Фенька принадлежит младшей сестрёнке моей супруги. Фенька, извините за выражение – чихуа-хуа. Соответственно, она маленькая. А голова у неё ещё меньше её самой. А уж мозг – вообще микроскопических размеров. Так что внутренний мир у неё небогатый. И ничего особо интересного с ней в жизни не происходило. Ну, если не считать того, что в питомнике её всячески обижали и кормили просроченным борщом. И когда она таки попала в дом к хорошим хозяевам, то вела себя трепетно и зашуганно, как сиротка Марыся. Жрала, что дадут, глядела снизу вверх преданным взором и пыталась быть незаметной, аки тень прадедушки Гамлета. В возрасте трёх месяцев она, перепрыгивая через скатанный в рулон ковёр, ухитрилась сломать себе лапку. И два месяца шкандыбала, как дура, в гипсе. Этот эпизод тоже ей самоуважения не добавил. С течением времени она, конечно, окабанела, и теперь изволит кушать только специально приготовленную варёную курочку, не забывая, впрочем, шакалить под обеденным столом на предмет случайно упавшего кусочка колбаски. Собственно, вся её жизнь заключается только в том, чтобы поесть и изредка нагадить под хозяйской кроватью. Тем не менее – о любом существе можно что-нибудь рассказать.   Ну-у-у, например… О! Давайте я расскажу о том, как Фенька теряла девственность.   Итак, когда Феньке было уже два или три года, её хозяйка задумалась на тему, что надо бы уже эту старую деву уестествить. Здоровья для. А то, понимаете, мигрени, нервы, общая неудовлетворённость жизнью и всякое такое. Ну, женщины в курсе, полагаю. Поскольку жена у меня – врач, она благородно предложила взять все хлопоты, связанные с супружеством Фенечки, на себя. И Фенечка приехала к нам домой. Посидев вечерок на телефоне, мы нашли Феньке племенного производителя. Порода, дипломы, необходимый опыт, цена договорная, все дела. Звали будущего папашу Фенькиных щенков Микки. На следующий же вечер Фенечку одели в подвенечное платье и повезли к жениху. Как назвать кобелька чихуа-хуа? Чихуа-***к? Ой, что-то я не то ляпнул… Да в общем-то, и неважно. Важно то, что Микки был красавец, во-первых, и ловелас со стажем, во-вторых. А то мы несколько волновались – сумеет ли он сделать то, что нужно, с трепетной девственной Фенечкой? Красавец Микки, без сомнения, умел обращаться с женщинами. Он минут пять что-то шептал ей на ушко, явно уболтал, и без всякого Фенечкиного сопротивления совершил то, за что ему было уплачено. Даже несколько раз. Фенька приехала домой ублаготворённая по самое некуда. На морде её поселилось выражение: «и где я, дура, раньше была?» Фенечку свозили к красавцу Микки ещё раз. Для закрепления, так сказать, результата. После этого Фенька окончательно поняла, какой должна быть настоящая жизнь! Никто не ожидал, что психология Феньки настолько изменится. Но всё оказалось ещё мрачнее. Начиная со следующего утра милую скромную собачку как подменили. Из нежного и пушистого существа наружу вырвалась неистовая, озабоченная донельзя нимфоманка. Единственным обращением к ней стало: «Уймись, шалава!» Развратная Фенечка избрала меня, единственного мужчину в семье, объектом своих домогательств. Она выползала из потайных углов в позе парализованной креветки, призывно задирала хвостик и, придвигаясь ко мне исключительно задом, горячо и влажно смотрела, вывернув голову. - Меня не интересуют маленькие собачки!!! Большие, впрочем, тоже!!! – орал я и швырял в развратную Фенечку тапком. Развратная Фенечка пряталась под диван, но через пять минут выползала с прежними домогательствами. Жену Фенька начала воспринимать исключительно как «то существо, которое отвозит меня в обитель неги». Как только жена появлялась в дверях, Фенечка целеустремлённо шныряла ей под ноги, и прямиком направлялась в подъезд. - Стоять! – орали мы. Фенечка в упор ничего не желала воспринимать и начинала яростно лаять. Смысл её горячей речи был понятен любому: - Не, хозяйка, я не поняла, чё такое? К мужику меня давай вези! На замечание супруги, дескать, перебьёшься, Фенька начинала выть, кидаться на дверь, потом валялась по полу и стучала лапками с видом: «Отвезите меня немедленно до городу Парижу туда, где мой миленький живёт!» Короче, мы вернули совершенно дурную Фенечку обратно сестрёнке и вздохнули с облегчением. Временно. Потому что за пару недель до родов жена забрала Феньку обратно к нам, с мотивацией: «Дескать, я врач, пущай при мне рожает. Всем спокойнее будет». Фенечка к этому времени была уже не буйной. Она полностью осознала свою роль будущей мадонны и вела себя соответственно. Она ходила медленно и вальяжно, подметая раздувшимся брюшком пол, категорически отказывалась запрыгивать на диван сама и стала крайне привередлива в еде. А самое главное – она изящно и томно блевала. Везде. По любому поводу. В общем, достала она нас. В высчитанный торжественный день появления щенков нас звали друзья на день рождения. Так жена не поехала, ибо несчастная Фенечка требовала присмотра. Пришлось мне в гостях отдуваться за двоих. К тому же я постоянно хватался за телефон и перебивал застольные разговоры своими воплями: «Ну шо, это меховое чучелко разродилось или нет?» - Не разродилось. На следующий день тоже. И на следующий. Но продолжало исправно томно блевать и смотреть на мир выпученными сияющими глазами будущей мадонны. Глазки у Фенечки, кстати, здорово навыкате, поэтому постоянно возникает ощущение, что у неё проблемы с щитовидной железой. Впрочем, это я отвлёкся. Когда Фенька припозднилась с родами уже на неделю, жена не выдержала и позвонила хозяйке красавчика Микки. Из диалога было ясно следующее: - Не рожает? Уже неделю переходила? Ложная. Наверняка. У породистых мелких собачек это очень часто бывает. Ничего особенного. В следующую течку привозите, мы всё сделаем ещё раз. Да, Микки постарается. Да, бесплатно. Жена вежливо поблагодарила, положила трубку и повернулась к томно блюющей Фенечке, аки разъярённая фурия. - Что ж ты мне врёшь-то? – с упрёком сказала моя супруга. Фенечка прижала ушки. - Что ты нам здесь за спектакли устраиваешь, дрянь такая? А? Я тебя спрашиваю! Мы её, понимаете, на руках носим, на диванчик её укладываем, экскременты за ней вытираем, а она? Она нам фигвамы рисует??? Пошла вон, шалава, и хватит мне тут на жалость давить! Ни фига ты не беременна, скотина мелкопузырчатая!!!!! Исчезни с глаз моих долой и не отсвечивай!!! И это было сказано, как отрезано. Отолстопузевшая Фенька поняла всё. Блевать она перестала моментально. На диван запрыгнула через пару часов. Спустя неделю раздувшееся брюшко тоже полностью пришло в норму. Радостная Фенька была бодра и весела. Впрочем, этого мы уже не видели, так как вернули впечатлительную Фенечку обратно сестрёнке и больше не заморачивались ни с какими щенячье-матримониальными планами.
    • 1

      в: Разное

        А может быть, @Юрий, Ваш сын именно потому и сопротивляется, что все предлагают ему купить  подержанную машину именно отечественного производства, а ему хотелось бы импортную машину, пусть и не новую - для начала? Все же наши машины ни в какое сравнение не идут с зарубежными...
    • 3

      в: Материалы сайта

      Действительно, райское место, Мечта для любого туриста. Глядя на ваш фотоотчёт, не сразу поймёшь, что это крымский отель. Да и, судя по описанию, уровень сервиса не хуже турецких/египетских отелей. При этом всё своё, родное)
      Теперь у многих читателей сайта появится мечта попасть в Мечту)
      А птичку, как говорил классик, всё равно жалко! Ей бы просторы неба да крымских степей...
    • 5

      в: Разное

      Я бы подсказал да сам не умею, пробовал, но все пальцы сбил и забил на эту затею.
    • 8

      в: Люди и отношения

        Уверена, что любой человек, поставив перед собою какую-то важную для него цель, способен если не достичь её, то во многом усовершенствовать себя, что в любом случае будет ему во благо. Конечно, придется приложить много усилий и затратить на путь к цели достаточно много времени и упорного труда на этом пути, но... Этот путь принесет человеку больше пользы и удовлетворения, чем сеансы (очень дорогостоящие!) у психолога. Никто же не может  дать 100%-ной гарантии в том, что посещения психолога помогут человеку избавиться от его фобий... Я не сомневаюсь, что лишь сам человек способен изменить себя к лучшему...
    • 0

      в: Разное

      Свободное время у большинства из нас бывает не часто, но каждый старается хоть иногда выкроить свободную минутку для занятия любимым делом. Вот мне интересно, какие любимые занятия для отдыха выбираете Вы?
    • 8

      в: Творчество

        Как здОрово, что Вы сами, @Vladabeloved, рукодельница и деток своих приучаете к рукоделию! А Ваша задумка о своеобразной выставке детских поделок на специально для этого сделанных красивых полках, а рисунков - в рамочках на стенах всегда  смогут поощрять сыновей к дальнейшему развитию их навыков, являясь доказательством уважения мамы к их творчеству.
    • 4

      в: Разное

        Да-да, @Аза, я тоже думаю, что причина именно в этом. Вряд ли кто-то из нас - женщин - мог бы любить своих детей меньше, чем внуков. Осознание этого приходит с возрастом. А в молодости, бывает так, что из-за неопытности, большой загруженности и усталости от этого, некогда бывает задуматься о своих чувствах к маленькому ребенку, - все делается почти "на автомате"... 
  • Сообщество в Facebook