• Изображения

  • Саша
    Саша

    Композиция в фотографии и живописи

    Когда была изобретена фотография, много говорили о том, не вытеснит ли она живопись. Сегодня можно с уверенностью говорить о взаимном влиянии, а не о конкуренции. Фотография во многом опирается на опыт композиции и колористики, проработанный столетиями усилий живописцев. Есть и обратное влияние. Моментальная фотография открыла для художников совершенно новый подход к композиции. В истории живописи, как и в ее наследнице – постановочной фотографии, полотно вмещает все, что хотел сказать художник, не больше и не меньше. Моментальная фотография показывает фрагмент жизни, и создает чувство, что за кадром осталось еще много неизведанного. Здесь возможны обрезанные части перспектив, улиц, домов и даже людей.

     

    В этой статье я хочу поговорить о двух произведениях, в которых художники воспользовались этой новой выразительной возможностью и о принципах композиции как таковой. В современном мире, где каждый может сделать качественные снимки, особое значение приобретает умение найти среди миллиардов возможностей тот самый кадр, создать композицию.  И, я думаю, что  сравнение композиции работ Кайбота и Дега поможет создавать или находить собственные фотошедевры.

     

    Перед нами два полотна художников конца 19 века. В обоих очевидно влияние моментальной фотографии на композицию. Первая картина «Парижская улица в дождливую погоду» Гюстава Кайбота была написана в 1877 году.

    Впервые эта картина была выставлена на 3-й выставке импрессионистов  вместе с другими картинами Кайботта. После смерти художника в 1894 году она перешла к его брату Марсиалю. В 1954 году картина была продана американскому промышленнику Уолтеру Перси Крайслеру, основателю автомобильной корпорации Chrysler, а в 1964 году была приобретена Чикагским институтом искусств, где и находится до сих пор, в коллекции европейской живописи и скульптуры. Сложная композиция картины бесконечно завораживает ощущением разнонаправленного и не связанного друг с другом движения людей и экипажей. Архитектура при этом выглядит монументальной и нерушимой. просторный перекрёсток, наполненный воздухом и нюансными бликами света, пропитан спокойной и прохладной атмосферой дождливого дня.

     

    Картина Эдгара Дега «Граф Лепик. Площадь Согласия» предполагает решение немалого числа загадок. В сущности, неизвестно, при каких обстоятельствах она создана. Предполагают, что она написана 1876 году, но даже это не точно. Картина не была заказной и, показывая своих друзей писателя Алеви и художника Лепика с дочерьми, художник представил их участниками непринужденной сцены на самой знаменитой парижской площади. Другой такой композиции ни до, ни после Дега не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал свой шедевр графу Лепику, и до конца столетия картина оставалась неизвестной. После нескольких смен хозяев картина попала в Россию и сейчас находится в Эрмитаже.

     

     

    Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями. С одной стороны, она представляет собой портрет, причем один из самых необыкновенных, а с другой, сцену парижской жизни, в которой пространство пейзажа играет слишком активную роль, чтобы служить только фоном. Сохранился подготовительный рисунок к картине, изображающий дома на улице Риволи, граничащей с площадью. Наряду с виконтом Лепиком, его дочерьми и случайным прохожим площадь Согласия как бы становится еще одним "действующим лицом".

     

    Обе картины намеренно используют особенности моментальной фотографии – люди, экипажи, собаки изображены в движении, никто не позирует, не смотрит прямо на художника, границы холста «обрезают» не только части улиц и домов, но и фигуры людей. Обе являются шедеврами мирового искусства. И если сказать по правде, лично я, попыталась бы сфотографировать улицу так, как написал ее Кайботт. Однако, известный немецкий искусствовед Макс Имдаль пишет об этих двух картинах: «Едва ли нужно говорить о том, что Дега выступает здесь как гораздо более значительный и смелый мастер композиции чем Кайботт.» (Макс Имдаль. Опыт другого виденья. «Дух и Литера». 2011. с. 197).

     

    Для меня это суждение стало неожиданным и мне захотелось разобраться, в чем же преимущество композиции Дега. У Кайботта композиция смелая, и в то же время гармоничная. Главный мотив полотна – пара под зонтиком, расположен в правом нижнем углу картины, на первом плане, почти перекрывая главных героев, расположена фигура мужчины, идущего им навстречу, часть которого в кадр не попала.  Эту группу уравновешивает монументальный ледокол углового здания в левом верхнем углу и жесткая вертикаль фонарного столба в центре картины. Множество вертикалей, читающиеся в архитектуре и темных силуэтах прохожих, поддерживают спокойную гармонию этой композиции.

     

    В картине Дега практически все это же доведено до крайности. Ее композиция отважна и равновесна. У меня она вызывает ощущение ассиметричного карточного домика, где каждая пылинка на своем месте, и даже взмах крыла бабочки может разрушить искусную конструкцию. Если представить, что сигара или зонтик графа направлены чуть-чуть иначе, или, что нет ярко красных акцентов в петлице у графа, на дальнем конном экипаже, руке и лице Алеви, равновесие исчезнет, нижний правый угол безнадежно перевесит верхний левый и вся композиция кубарем покатится в тартарары.  Вертикалей здесь не много, ровно столько, чтобы соблюсти самый легкий намек на равновесие. Фигуры людей не вертикальны, а выражают стремительное движение и уравновешиваются встречной направленностью этого движения. Для искусствоведов остается загадкой, почему на этой картине дочери графа и его собака смотрят и, кажется, движутся в противоположную сторону от стремительных шагов самого графа. При этом фигуры девочек довольно неестественным для идущих вперед людей образом, кренятся назад,  как будто граф подхватил их вихрем своего движения. И все же среди этого разнонаправленного движения царит равновесие.

     

    Что ж, пытаясь объяснить себе слова Имдаля, думаю, дело вот в чем. Особенности мышления человека заставляют его искать гармонии, так называемого равновесия в композиции. Легче всего этого равновесия достичь, поместив самый главный – большой – яркий объект в центр композиции. Но, в таком случае, композиция может восприниматься как постановочная, неживая, застывшая или скучная. Кайботт идет другим путем. Он создает композицию, где верхний левый угол уравновешивает нижний правый. Его композиция воспринимается как смелая и в то же время гармоничная. Но и это не предел возможностей композиции. К этому пределу приблизился Едгар Дега, создавший удивительную композицию на грани неприемлемого для человеческого вкуса, где каждая деталь неотъемлема.

     

      

     

     

    caybott05_big.jpg

    72847970_YEdgar_Dega__Ploschad_Soglasiya_YErmitazh.jpeg





    Отзывы пользователей


    Спасибо, Саша, за предоставленную нам возможность ознакомиться с прекрасными картинами и с их помощью в большей степени осознать влияние многовекового опыта живописи на современное фотографическое искусство. 

    Я, увы, не являюсь знатоком в живописи, но, с большим интересом, проследив за Вашими рассуждениями об этих двух картинах, хочу с Вами согласиться.

    На меня с самого первого взгляда картина Гюстава Кайбота «Парижская улица в дождливую погоду»  произвела наиболее сильное впечатление, по сравнению с картиной Эдгара Дега «Граф Лепик. Площадь Согласия». И, думаю, что вторая картина "проигрывает" как раз  в смысле выбора художником композиции, т.к. и площадь Согласия в Париже едва угадывается, и сам граф Лепик (вместе с детьми и собакой) выглядят странновато... Картина же Кайбота выполнена с фотографической точностью, что создает у зрителя эффект присутствия. 

    Ваша попытка объяснения взгляда  Имдаля на эти картины позволили мне в какой-то мере понять и принять для себя мнение этого искусствоведа.

    И мне хотелось бы еще раз поблагодарить Вас, Саша, за интереснейшую статью и выразить надежду, что Вы не раз еще порадуете читателей сайта новыми для всех нас открытиями.

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах

    Спасибо за отклик. Очень приятно встретить понимание и приятно, что смогла удивить Вас, как удивилась сама. Я уверена, что художник создает искусство не для искусствоведов, а для каждого человека. Переживание переполняет его, и он не может не поделиться. Свою роль как культуролога я вижу не в том, чтобы оценивать и быть критиком, а в том, чтобы устроить еще кому нибудь встречу с творением. Тоже своего рода попытка передать дальше свое Переживание только уже словами.

     

    Ну, и если честно, мы не обязаны во всем верить экспертам.  Может быть, лично мне или Вам по эмоциональному наполнению ближе спокойная и безмятежная композиция Кайботта.  

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах


    Создайте аккаунт или войдите для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Алексей Паршин
      Могу ошибиться в деталях, но случилось это в 80-е в весеннем номере газеты "Труд". Передовица была посвящена какому-то торжественному заседанию и сопровождалась большой фотографией президиума, с трибуны которого выступал М.С.Горбачёв. Вероятно, редактор решил перенести ораторствующего президента на первый план. Ретушёр замазал старое местоположение, восстановив линию стола, и приклеил трибуну на более удачное место. Вот только поверхность стола замазать забыл. Так и осталась "лежать" на поверхности лысая макушка с известным всему миру пятном)
    • Автор: Алексей Паршин
      Когда-то от предприятия меня направили на учёбу в Кингстонгский университет во главе группы из 10-ти человек молодых специалистов. По выходным мы собирались на природе, дабы устроить маленький пикник. Однажды, будучи в Гринвиче, мы выбрали одиноко стоящий холм, разложили на лавочке свои припасы и немного перекусили вдали от местных жителей. Потом на одной из фоток в центре компании я обнаружил незнакомого юношу со стаканом в одной руке и бутербродом в другой. Нарочно опросил всех участников нашей экспедиции, но никто даже предположить не смог его происхождение.
    • Автор: Алексей Паршин
      Одно время активно выставлялся на известных фотосайтах и в творческих группах соцсетей. Пока получал похвалы и конструктивную критику, мне это нравилось. Когда появились тролли, то в ответ разносил их работы в пух и прах. Неоднократно участвовал в конкурсах, набирая вначале максимальное количество лайков, но при финальном голосовании минимум очков. Понятно, что народ разбивается на кланы и поддерживает своих. Всё это дало понимание и своих возможностей, и предсказания реакции широкой публики. Жалея время и нервы, снёс почти все профили и альбомы.
    • Автор: lostparadise
        Не взирая на то, что Иероним Босх творил сотни лет назад, его творчество до сих завораживает, и не понятно откуда он черпал идеи для полотен и фресок. Лично я, могу часами рассматривать его творения, и каждый раз нахожу новые детали, заставляющие взглянуть на картину по новому. 
      Да, есть работы классические, но основная масса на грани реальности, тем более для того времени. В деталях, можно найти и корабли пришельцев, и странных существ, да и само видение мира художником вызывает удивление. 
      Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу. Хочется верить, что не один я увлечен Иеронимом Босхом и Питером Брейгелем
    • Автор: Алексей Паршин
      С массовым внедрением цветного фото пошли дискуссии, не произошло ли обесценивание искусства фотографии. С появлением графических редакторов стали развиваться две тенденции: одни мастера свои работы обесцвечивают, другие, наоборот, раскрашивают старые фотографии. Появляется всё больше специальных плагинов и направлений в обработке. Самые хитроумные ищут интересные сочетания, например, выделение ярких цветных объектов на фоне серой обыденности. Лично я подхожу практически - если не могу отрегулировать приятные глазу естественные цвета, перевожу в ч/б.
       
  • Вспоминаем ранние статьи

  • Главы учебника

  • Сейчас в сети 1 пользователь, 0 анонимных, 8 гостей, 4 робота (Полный список)

    Поисковые роботы онлайн:

  • Статьи в разделах

  • Топ награжденных

    На этой неделе никто не получал наград

  • Последние сообщения форума

    • 3

      в: Разное

      Здорово! День проведенный с семьей это кайф! Вы настоящие молодцы! Здорово что так прошел ваш день лени! Такие дни стоят в десять раз больше чем дни прожитые в пустую! Очень хочется попробовать медальоны из телятины с сальсой! Я обожаю блюда из говядины и если вы поделитесь рецептом, буду очень признателен! Мы с женой когда бывают такие дни, любим повалятся на кровати, посмотреть хорошие фильмы совмещая их просмотр с уплетанием чего то вкусненького приготовленного на скорую руку или любимой пиццы заказанной по телефону!
    • 1

      в: Разное

      Любовь это и есть жизнь! Без любви жизнь постная и тусклая! Любил ли я? Да! Я любил и сейчас очень люблю свою супругу! Мне очень понравилось ваше выражение до скрипа зубов! Это очень точно подмечено. Когда любишь, кажется что дышишь одним воздухом со своей половинкой и если ее нет рядом, то начинаешь задыхаться от нехватки кислорода! Любовь это здорово и в тоже время очень тяжело, любовь это самоотдача, самопожертвование всем ради той единственной, без которой ваша жизнь просто немыслима! Я желаю вам найти свою настоящую любовь! 
    • 0

      в: Основной раздел

      Вчера ходили с детьми в МАММ, чтобы одновременно застать три интересные экспозиции. Великий М.Прехнер поразил своим авангардным подходом (сколько сам ни пытался подражать, ничего не получается). Небольшая экспозиция посвящена мастеру спортивного репортажа Л.Бородулину. И сразу несколько этажей выделено под творчество фотожурналиста В.Тарасевича, работы которого запоминаются, а вот имя меньше. Особенно хороши своей атмосферностью репортажи из Ленинграда 60-х годов. Очень жаль, что такие выставки никогда не сопровождаются выпуском каталогов.
    • 1

      в: Основной раздел

      Я на своем телефоне, прослушав все предлагаемые мелодии, оставила ту, которая мне больше понравилась. Она спокойная и очень мелодичная, - понравилась...  
    • 5

      в: Разное

       По поводу вещих снов есть целая , скажем так, наука. Там расписано с какого на какой день должно присниться , чуть ни в какое время суток (дневной, ночной сон) Нюансов просто куча! 
       А вот мне в  95% случаев снится то о чем я перед сном думаю (мечтаю) и исходя из этого я чаще всего вижу приятные сны и даже очень приятные.
    • 283

      в: Юмор

      - Ненависть не занимает место в душе... она её выжигает.   - Любовь не требует доказательств, потому что в ней нет логики.   - Съесть меня хотела грусть-тоска! Подавилась, сволочь, с первого куска.   - Лопатой деньги гребут те, кто лопату в руках не держал.   - Если без вас могут прожить хотя бы один день, не узнав как ваши дела и что с вами – значит, они могут прожить без вас и все остальные дни...   - Мужчины как книги: бывают скучные, бывают интересные, а бывает в них деньги спрятаны.   - Жизнь нужно прожить так, чтобы первую ее половину вас кормили родители, а вторую - ваши дети.   - Боксеры лучше других знают, что в жизни больше всех достается людям, которые опускают руки.   - Берегите друг друга. Не ломайте то, что другие не могут даже построить.   - Борьба жадности со скупостью называется торговлей.
    • 331

      в: Юмор

      В ресторане сидят два приятеля. Один другому и говорит: - Смотри, какие девочки за соседним столиком! Давай подойдем! - Нет, подожди, пусть расплатятся! -*- Жена — мужу: - Дорогой, как мы отметим десятилетие нашей свадьбы? - Минутой молчания. -*- Прихожу домой, а жена — мне, с порога: - Трусливый, бессердечный, безмозглый! А я — ей в ответ: - Лев, Железный Дровосек, Страшила! - "Волшебник изумрудного города"! - Точно, дай поцелую! -*- В самолете летят муж и жена, между их креслами сидит чукча. Муж предлагает чукче пересесть на свое место, чтобы самому сесть рядом с женой. Чукча отказывается. Муж недоумевает: - Но почему вы не хотите пересесть? - В кассе сказали, однако, что чукча до Якутска без пересадок полетит. Муж подзывает стюардессу и объясняет ситуацию. Стюардесса наклоняется и что-то шепчет на ухо чукче. Тот сразу соглашается поменяться местами с мужчиной. - Что вы ему сказали? — спрашивает муж у стюардессы. - Я ему сказала, что средний ряд кресел в Якутске не будет совершать посадку.
    • 540

      в: Юмор

    • 7

      в: Люди и отношения

      Ведь все мы разные и это не значит, что если вам встретилась женщина, которая с вами и одновременно ищет запасной вариант, то все такие. Есть женщины, которые просто хотят провести время и так же как некоторые мужчины не планируют брака, а есть которые стремятся найти свой идеал и постоянно сравнивают, но существует закон притяжения и когда встречаются двое, которые предназначены судьбой друг для друга, никуда они не денутся...
  • Сообщество в Facebook