• Изображения

  • Саша
    Саша

    Композиция в фотографии и живописи

    Когда была изобретена фотография, много говорили о том, не вытеснит ли она живопись. Сегодня можно с уверенностью говорить о взаимном влиянии, а не о конкуренции. Фотография во многом опирается на опыт композиции и колористики, проработанный столетиями усилий живописцев. Есть и обратное влияние. Моментальная фотография открыла для художников совершенно новый подход к композиции. В истории живописи, как и в ее наследнице – постановочной фотографии, полотно вмещает все, что хотел сказать художник, не больше и не меньше. Моментальная фотография показывает фрагмент жизни, и создает чувство, что за кадром осталось еще много неизведанного. Здесь возможны обрезанные части перспектив, улиц, домов и даже людей.

     

    В этой статье я хочу поговорить о двух произведениях, в которых художники воспользовались этой новой выразительной возможностью и о принципах композиции как таковой. В современном мире, где каждый может сделать качественные снимки, особое значение приобретает умение найти среди миллиардов возможностей тот самый кадр, создать композицию.  И, я думаю, что  сравнение композиции работ Кайбота и Дега поможет создавать или находить собственные фотошедевры.

     

    Перед нами два полотна художников конца 19 века. В обоих очевидно влияние моментальной фотографии на композицию. Первая картина «Парижская улица в дождливую погоду» Гюстава Кайбота была написана в 1877 году.

    Впервые эта картина была выставлена на 3-й выставке импрессионистов  вместе с другими картинами Кайботта. После смерти художника в 1894 году она перешла к его брату Марсиалю. В 1954 году картина была продана американскому промышленнику Уолтеру Перси Крайслеру, основателю автомобильной корпорации Chrysler, а в 1964 году была приобретена Чикагским институтом искусств, где и находится до сих пор, в коллекции европейской живописи и скульптуры. Сложная композиция картины бесконечно завораживает ощущением разнонаправленного и не связанного друг с другом движения людей и экипажей. Архитектура при этом выглядит монументальной и нерушимой. просторный перекрёсток, наполненный воздухом и нюансными бликами света, пропитан спокойной и прохладной атмосферой дождливого дня.

     

    Картина Эдгара Дега «Граф Лепик. Площадь Согласия» предполагает решение немалого числа загадок. В сущности, неизвестно, при каких обстоятельствах она создана. Предполагают, что она написана 1876 году, но даже это не точно. Картина не была заказной и, показывая своих друзей писателя Алеви и художника Лепика с дочерьми, художник представил их участниками непринужденной сцены на самой знаменитой парижской площади. Другой такой композиции ни до, ни после Дега не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал свой шедевр графу Лепику, и до конца столетия картина оставалась неизвестной. После нескольких смен хозяев картина попала в Россию и сейчас находится в Эрмитаже.

     

     

    Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями. С одной стороны, она представляет собой портрет, причем один из самых необыкновенных, а с другой, сцену парижской жизни, в которой пространство пейзажа играет слишком активную роль, чтобы служить только фоном. Сохранился подготовительный рисунок к картине, изображающий дома на улице Риволи, граничащей с площадью. Наряду с виконтом Лепиком, его дочерьми и случайным прохожим площадь Согласия как бы становится еще одним "действующим лицом".

     

    Обе картины намеренно используют особенности моментальной фотографии – люди, экипажи, собаки изображены в движении, никто не позирует, не смотрит прямо на художника, границы холста «обрезают» не только части улиц и домов, но и фигуры людей. Обе являются шедеврами мирового искусства. И если сказать по правде, лично я, попыталась бы сфотографировать улицу так, как написал ее Кайботт. Однако, известный немецкий искусствовед Макс Имдаль пишет об этих двух картинах: «Едва ли нужно говорить о том, что Дега выступает здесь как гораздо более значительный и смелый мастер композиции чем Кайботт.» (Макс Имдаль. Опыт другого виденья. «Дух и Литера». 2011. с. 197).

     

    Для меня это суждение стало неожиданным и мне захотелось разобраться, в чем же преимущество композиции Дега. У Кайботта композиция смелая, и в то же время гармоничная. Главный мотив полотна – пара под зонтиком, расположен в правом нижнем углу картины, на первом плане, почти перекрывая главных героев, расположена фигура мужчины, идущего им навстречу, часть которого в кадр не попала.  Эту группу уравновешивает монументальный ледокол углового здания в левом верхнем углу и жесткая вертикаль фонарного столба в центре картины. Множество вертикалей, читающиеся в архитектуре и темных силуэтах прохожих, поддерживают спокойную гармонию этой композиции.

     

    В картине Дега практически все это же доведено до крайности. Ее композиция отважна и равновесна. У меня она вызывает ощущение ассиметричного карточного домика, где каждая пылинка на своем месте, и даже взмах крыла бабочки может разрушить искусную конструкцию. Если представить, что сигара или зонтик графа направлены чуть-чуть иначе, или, что нет ярко красных акцентов в петлице у графа, на дальнем конном экипаже, руке и лице Алеви, равновесие исчезнет, нижний правый угол безнадежно перевесит верхний левый и вся композиция кубарем покатится в тартарары.  Вертикалей здесь не много, ровно столько, чтобы соблюсти самый легкий намек на равновесие. Фигуры людей не вертикальны, а выражают стремительное движение и уравновешиваются встречной направленностью этого движения. Для искусствоведов остается загадкой, почему на этой картине дочери графа и его собака смотрят и, кажется, движутся в противоположную сторону от стремительных шагов самого графа. При этом фигуры девочек довольно неестественным для идущих вперед людей образом, кренятся назад,  как будто граф подхватил их вихрем своего движения. И все же среди этого разнонаправленного движения царит равновесие.

     

    Что ж, пытаясь объяснить себе слова Имдаля, думаю, дело вот в чем. Особенности мышления человека заставляют его искать гармонии, так называемого равновесия в композиции. Легче всего этого равновесия достичь, поместив самый главный – большой – яркий объект в центр композиции. Но, в таком случае, композиция может восприниматься как постановочная, неживая, застывшая или скучная. Кайботт идет другим путем. Он создает композицию, где верхний левый угол уравновешивает нижний правый. Его композиция воспринимается как смелая и в то же время гармоничная. Но и это не предел возможностей композиции. К этому пределу приблизился Едгар Дега, создавший удивительную композицию на грани неприемлемого для человеческого вкуса, где каждая деталь неотъемлема.

     

      

     

     

    caybott05_big.jpg

    72847970_YEdgar_Dega__Ploschad_Soglasiya_YErmitazh.jpeg



    Отзывы пользователей


    Спасибо, Саша, за предоставленную нам возможность ознакомиться с прекрасными картинами и с их помощью в большей степени осознать влияние многовекового опыта живописи на современное фотографическое искусство. 

    Я, увы, не являюсь знатоком в живописи, но, с большим интересом, проследив за Вашими рассуждениями об этих двух картинах, хочу с Вами согласиться.

    На меня с самого первого взгляда картина Гюстава Кайбота «Парижская улица в дождливую погоду»  произвела наиболее сильное впечатление, по сравнению с картиной Эдгара Дега «Граф Лепик. Площадь Согласия». И, думаю, что вторая картина "проигрывает" как раз  в смысле выбора художником композиции, т.к. и площадь Согласия в Париже едва угадывается, и сам граф Лепик (вместе с детьми и собакой) выглядят странновато... Картина же Кайбота выполнена с фотографической точностью, что создает у зрителя эффект присутствия. 

    Ваша попытка объяснения взгляда  Имдаля на эти картины позволили мне в какой-то мере понять и принять для себя мнение этого искусствоведа.

    И мне хотелось бы еще раз поблагодарить Вас, Саша, за интереснейшую статью и выразить надежду, что Вы не раз еще порадуете читателей сайта новыми для всех нас открытиями.

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах

    Спасибо за отклик. Очень приятно встретить понимание и приятно, что смогла удивить Вас, как удивилась сама. Я уверена, что художник создает искусство не для искусствоведов, а для каждого человека. Переживание переполняет его, и он не может не поделиться. Свою роль как культуролога я вижу не в том, чтобы оценивать и быть критиком, а в том, чтобы устроить еще кому нибудь встречу с творением. Тоже своего рода попытка передать дальше свое Переживание только уже словами.

     

    Ну, и если честно, мы не обязаны во всем верить экспертам.  Может быть, лично мне или Вам по эмоциональному наполнению ближе спокойная и безмятежная композиция Кайботта.  

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах


    Создайте аккаунт или войдите для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Tatciana
      Вчера бродила по морю, разговаривала с волнами, а слезы текли ручьем от боли и потери лучшего друга. Пожилая пара сидела на шезлонге и фотографировали закат (не видела, рассказали сами). Когда я села на песок, мужчина подошел и попытался заговорить, первые слова слышала неохотно, потому что желания слушать кого-то не было. Он сказал мне фразу о боли и правильном ее восприятии, с этого момента я слушала его. Потом подошла его жена и тоже много чего полезного сказала, и, возможно, они правы. Дальше попросили меня сфотографировать их на закате, а потом с волнами. Для меня их просьба стала как холодный душ, ведь, у меня такое состояние, а они еще и просят что-то, но обижать их не хотелось, они были добры и уже не молоды. Когда их сфотографировала, мужчина сказал, что наблюдал за мной во время процесса съемки, что я даже улыбнулась и предложил в качестве эксперимента пофотографировать море, волны и камни. Снимки получились хорошие и в этот момент я не думала о той боли, которая сидела в моей душе. Мне стало легче, все сделанные снимки мне утром перебросили на почту, показала папе, он говорит хорошо, но нужно оттачивать мастерство. Машинально отправила фото на электронку мужу и в копию поставила Димку, он всегда давал мне советы по фотографии, потому что любил камеру и делал классные снимки моря и природы. А потом просто поговорила с ним мысленно, улыбнулась и поняла, что в 1500 км меня ждет семья, любимый сынуля и муж. Что они дали мне время побыть в одиночестве, но я им нужна, а Димка - он останется светлым и лучшим другом для меня навсегда, что я и дальше буду мысленно с ним советоваться и думать как бы он сделал и что будет лучше, но и загонять себя в такое состояние нельзя. И боль она сильна сиюминутностью, и там человеку не будет легче если лить о нем слезы, но он будет радоваться, наблюдая за мной как я совершенствуюсь, живу и делаю успехи.  
    • Автор: Алексей Паршин
      Лет 15 назад, когда сеть не была так насыщена полезной инфой, я черпал знания из периодической печати, в том числе покупая журналы по фотоделу. Один из друзей посоветовал мне обратить внимание на журнал "Фотомастерская". Хотя основной акцент там был сделан на обработку фотографий, много материалов носили универсальный характер - интервью с фотографами, общеобразовательные вещи, всякие хитрые трюки. Потом качество инфы стало падать, и я журнал перестал покупать. Но там прилагались диски с наиболее "вкусными" вещами. Рекомендую скачать их с торрентов.
    • Автор: Алексей Паршин
      Хочу рассказать об эффектном и простом фототрюке, который наверняка многие видели, но не знали, как его повторить. Для съёмки понадобится закрепить камеру на штативе или иным способом. Не меняя её положения и освещения, делаете серию снимков своей модели в разных местах также статичного интерьера. Потом в графическом редакторе накладываете фотографии друг на друга, подтирая лишнее. Фото ниже являлось экспериментальным, то есть сделано мыльницей без выстраивания сюжета, композиции и т.д. Фотографирование заняло минут пять, обработка минут десять.

    • Автор: Алексей Паршин
      Могу ошибиться в деталях, но случилось это в 80-е в весеннем номере газеты "Труд". Передовица была посвящена какому-то торжественному заседанию и сопровождалась большой фотографией президиума, с трибуны которого выступал М.С.Горбачёв. Вероятно, редактор решил перенести ораторствующего президента на первый план. Ретушёр замазал старое местоположение, восстановив линию стола, и приклеил трибуну на более удачное место. Вот только поверхность стола замазать забыл. Так и осталась "лежать" на поверхности лысая макушка с известным всему миру пятном)
    • Автор: Алексей Паршин
      Когда-то от предприятия меня направили на учёбу в Кингстонгский университет во главе группы из 10-ти человек молодых специалистов. По выходным мы собирались на природе, дабы устроить маленький пикник. Однажды, будучи в Гринвиче, мы выбрали одиноко стоящий холм, разложили на лавочке свои припасы и немного перекусили вдали от местных жителей. Потом на одной из фоток в центре компании я обнаружил незнакомого юношу со стаканом в одной руке и бутербродом в другой. Нарочно опросил всех участников нашей экспедиции, но никто даже предположить не смог его происхождение.
  • Вспоминаем ранние статьи

  • Главы учебника

  • Сейчас в сети 3 пользователя, 0 анонимных, 10 гостей, 5 роботов (Полный список)

  • Статьи в разделах

  • Топ награжденных

    На этой неделе никто не получал наград

  • Последние сообщения форума

    • 0

      в: Путешествия

      Хотелось бы поинтересоваться у людей побывавших в Крыму, где там стоило бы остановится, но в таком отеле что не с пустыми карманами я оттуда вышел, ну и желательно по ближе к морю.думаю что вам понятно что мне надо, ведь все мы стараемся остановится именно в таком месте, так что надеюсь на вашу помощь.
    • 357

      в: Юмор

      - Почти за каждым великим мужчиной стоит женщина, которая не выносила ему мозг.   - Как говорит мудрый Семен Маркович, о каком равенстве полов идет речь, если когда женщину сравнивают с кошкой, то она сексуальная и игривая, а когда мужчину - с котом, то он жирный и наглый?!!   - Чем больше женщину вы меньше, тем чаще женщина не вам.   - Мы с женой достигли исключительной сексуальной совместимости: вчера у нас обоих болела голова.   - Я не могу назвать вам свой возраст… Он постоянно меняется.   - В графе «возраст» написал: «Могу испортить борозду».   - Гармония в семье достигается, когда жена не настолько глупа, чтобы это раздражало мужа, и не настолько умна, чтобы рядом с ней муж чувствовал себя дураком.   - Пока шла до остановки, искала причины выйти замуж. В итоге, пока фантазировала, что я замужем, так сильно взбесилась, что, дойдя до остановки, подала на развод.   - Наш ответ на извечный шекспировский вопрос "Быть или не быть?": "Эх, твою мать, была - не была!"   - Женщина — самый сильный из известных наркотиков. Некоторые экземпляры вызывают привыкание еще до первого употребления.
    • 404

      в: Юмор

      Дочка спрашивает: - Папа, почему на улице только взрослые голуби и ни одного маленького? И мне вдруг пришла в голову такая мысль: "Они как наши депутаты - растят детей за границей, а обжираться и *** прилетают сюда". -*- – Моня, шо делать, если не получается отложить денег на старость? – Ну, отложи пока старость! -*- Парень, который сходил только на один урок каратэ, успел только поклониться хулиганам. -*- - Ви знаете, Соломон Моисеевич, шо Ваш Левочка уже так играет на своей скрыпочке, шо я готов повыбивать Вам окна! - И шо Ви добьетесь? Будете слышать еще лучше... -*- Не спешите предлагать любимой женщине руку и сердце - вдруг возьмёт?! А потом будет вас же пилить: "Какой ты безрукий! Какой ты бессердечный!". -*- - Блин, эти зазнавшиеся студентки-ботанки!.. Сегодня одна начала защиту со слов: "Темой моего красного диплома..." -*- В воскресенье около 6 утра кто-то позвонил мне в дверь. Полусонный, я пошел открывать. Это была моя теща. Она спросила: – Можно мне остаться здесь на недельку? – Конечно! – ответил я и сразу же закрыл дверь. -*- В ресторане: - А почему у вас такие порции маленькие? - Да вы это сначала попробуйте съесть. -*- - Я завтра женюсь! - По любви? - Ее папа сказал — по любому!
    • 442

      в: Разное

      Спасибо, довольно необычная и интересная притча! В ней есть смыл, в нашей жизни нечего не бывает бесплатно! За все хорошее надо платить! Даем, получаем! Закон сохранения энергии действует и здесь! 
    • 4

      в: Люди и отношения

      Еще решил добавить пару строк в тему! Если уж вы Мастер, и философствуете о бесполезности своей жизни, попробуйте просто оглянуться вокруг. Сколько людей с ограниченными способностями живут и не просто живут, а борются за свою жизнь, у них мало шансов, но они стараются сделать свою жизнь нужной, полезной, интересной. У вас есть все (я имею ввиду здоровье, образование и т д), поставьте себе цель и идите к ней, не впадайте в пессимизм, не смотрите на жизнь в темных тонах, ведь многое зависит только от вас... Удачи Вам друг!
    • 2

      в: Разное

      Нужно находить баланс между учебой и прогулками. Да, кому-то скучно сидеть за учебниками либо искать литературу для рефератов или курсовых работ. Но потом это может пригодиться. Однако при этом не стоит забывать о развлечениях, ведь учеба - дело тоже трудное, много сил и времени съедает.
    • 5

      в: Люди и отношения

      Ах да, хочу еще дополнить свой предыдущий комментарий. Мои мама и папа нас с братом (старше меня на 4 года) вообще пальцем никогда не тронули.  А росли мы с ним добрыми, веселыми (не путать с "озорными"), спортивными и разумными детьми.  И выросли, слава богу, хорошими  и благополучными людьми, оба получили достаточно хорошее по тем временам образование, всегда успешно трудились...  До сих пор мы с братом остаемся самыми добрыми друзьями, хоть и видимся очень редко... Так что, именно на нашем с ним примере я могу утверждать, что никакие наказания не помогут, если сами родители не смогут привить своим детям уважение к себе и не будут для них примером во всем.
    • 4

      в: Путешествия

      @Tatciana,как же прекрасно, что вы с мужем разделяете интересы Вашего сынишки (а он - ваши!)! Мой внук тоже с самого раннего возраста больше всех других книг полюбил энциклопедии (я ему всегда их покупала). Из-за этого он стал очень эрудированным с большим кругом разносторонних интересов молодым человеком. Вы - на верном пути! Совместные разнообразные занятия и общие интересы очень сближают семьи!
    • 606

      в: Юмор

         
  • Сообщество в Facebook