• Изображения

  • Саша
    Саша

    Композиция в фотографии и живописи

    Когда была изобретена фотография, много говорили о том, не вытеснит ли она живопись. Сегодня можно с уверенностью говорить о взаимном влиянии, а не о конкуренции. Фотография во многом опирается на опыт композиции и колористики, проработанный столетиями усилий живописцев. Есть и обратное влияние. Моментальная фотография открыла для художников совершенно новый подход к композиции. В истории живописи, как и в ее наследнице – постановочной фотографии, полотно вмещает все, что хотел сказать художник, не больше и не меньше. Моментальная фотография показывает фрагмент жизни, и создает чувство, что за кадром осталось еще много неизведанного. Здесь возможны обрезанные части перспектив, улиц, домов и даже людей.

     

    В этой статье я хочу поговорить о двух произведениях, в которых художники воспользовались этой новой выразительной возможностью и о принципах композиции как таковой. В современном мире, где каждый может сделать качественные снимки, особое значение приобретает умение найти среди миллиардов возможностей тот самый кадр, создать композицию.  И, я думаю, что  сравнение композиции работ Кайбота и Дега поможет создавать или находить собственные фотошедевры.

     

    Перед нами два полотна художников конца 19 века. В обоих очевидно влияние моментальной фотографии на композицию. Первая картина «Парижская улица в дождливую погоду» Гюстава Кайбота была написана в 1877 году.

    Впервые эта картина была выставлена на 3-й выставке импрессионистов  вместе с другими картинами Кайботта. После смерти художника в 1894 году она перешла к его брату Марсиалю. В 1954 году картина была продана американскому промышленнику Уолтеру Перси Крайслеру, основателю автомобильной корпорации Chrysler, а в 1964 году была приобретена Чикагским институтом искусств, где и находится до сих пор, в коллекции европейской живописи и скульптуры. Сложная композиция картины бесконечно завораживает ощущением разнонаправленного и не связанного друг с другом движения людей и экипажей. Архитектура при этом выглядит монументальной и нерушимой. просторный перекрёсток, наполненный воздухом и нюансными бликами света, пропитан спокойной и прохладной атмосферой дождливого дня.

     

    Картина Эдгара Дега «Граф Лепик. Площадь Согласия» предполагает решение немалого числа загадок. В сущности, неизвестно, при каких обстоятельствах она создана. Предполагают, что она написана 1876 году, но даже это не точно. Картина не была заказной и, показывая своих друзей писателя Алеви и художника Лепика с дочерьми, художник представил их участниками непринужденной сцены на самой знаменитой парижской площади. Другой такой композиции ни до, ни после Дега не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал свой шедевр графу Лепику, и до конца столетия картина оставалась неизвестной. После нескольких смен хозяев картина попала в Россию и сейчас находится в Эрмитаже.

     

     

    Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями. С одной стороны, она представляет собой портрет, причем один из самых необыкновенных, а с другой, сцену парижской жизни, в которой пространство пейзажа играет слишком активную роль, чтобы служить только фоном. Сохранился подготовительный рисунок к картине, изображающий дома на улице Риволи, граничащей с площадью. Наряду с виконтом Лепиком, его дочерьми и случайным прохожим площадь Согласия как бы становится еще одним "действующим лицом".

     

    Обе картины намеренно используют особенности моментальной фотографии – люди, экипажи, собаки изображены в движении, никто не позирует, не смотрит прямо на художника, границы холста «обрезают» не только части улиц и домов, но и фигуры людей. Обе являются шедеврами мирового искусства. И если сказать по правде, лично я, попыталась бы сфотографировать улицу так, как написал ее Кайботт. Однако, известный немецкий искусствовед Макс Имдаль пишет об этих двух картинах: «Едва ли нужно говорить о том, что Дега выступает здесь как гораздо более значительный и смелый мастер композиции чем Кайботт.» (Макс Имдаль. Опыт другого виденья. «Дух и Литера». 2011. с. 197).

     

    Для меня это суждение стало неожиданным и мне захотелось разобраться, в чем же преимущество композиции Дега. У Кайботта композиция смелая, и в то же время гармоничная. Главный мотив полотна – пара под зонтиком, расположен в правом нижнем углу картины, на первом плане, почти перекрывая главных героев, расположена фигура мужчины, идущего им навстречу, часть которого в кадр не попала.  Эту группу уравновешивает монументальный ледокол углового здания в левом верхнем углу и жесткая вертикаль фонарного столба в центре картины. Множество вертикалей, читающиеся в архитектуре и темных силуэтах прохожих, поддерживают спокойную гармонию этой композиции.

     

    В картине Дега практически все это же доведено до крайности. Ее композиция отважна и равновесна. У меня она вызывает ощущение ассиметричного карточного домика, где каждая пылинка на своем месте, и даже взмах крыла бабочки может разрушить искусную конструкцию. Если представить, что сигара или зонтик графа направлены чуть-чуть иначе, или, что нет ярко красных акцентов в петлице у графа, на дальнем конном экипаже, руке и лице Алеви, равновесие исчезнет, нижний правый угол безнадежно перевесит верхний левый и вся композиция кубарем покатится в тартарары.  Вертикалей здесь не много, ровно столько, чтобы соблюсти самый легкий намек на равновесие. Фигуры людей не вертикальны, а выражают стремительное движение и уравновешиваются встречной направленностью этого движения. Для искусствоведов остается загадкой, почему на этой картине дочери графа и его собака смотрят и, кажется, движутся в противоположную сторону от стремительных шагов самого графа. При этом фигуры девочек довольно неестественным для идущих вперед людей образом, кренятся назад,  как будто граф подхватил их вихрем своего движения. И все же среди этого разнонаправленного движения царит равновесие.

     

    Что ж, пытаясь объяснить себе слова Имдаля, думаю, дело вот в чем. Особенности мышления человека заставляют его искать гармонии, так называемого равновесия в композиции. Легче всего этого равновесия достичь, поместив самый главный – большой – яркий объект в центр композиции. Но, в таком случае, композиция может восприниматься как постановочная, неживая, застывшая или скучная. Кайботт идет другим путем. Он создает композицию, где верхний левый угол уравновешивает нижний правый. Его композиция воспринимается как смелая и в то же время гармоничная. Но и это не предел возможностей композиции. К этому пределу приблизился Едгар Дега, создавший удивительную композицию на грани неприемлемого для человеческого вкуса, где каждая деталь неотъемлема.

     

      

     

     

    caybott05_big.jpg

    72847970_YEdgar_Dega__Ploschad_Soglasiya_YErmitazh.jpeg





    Отзывы пользователей


    Спасибо, Саша, за предоставленную нам возможность ознакомиться с прекрасными картинами и с их помощью в большей степени осознать влияние многовекового опыта живописи на современное фотографическое искусство. 

    Я, увы, не являюсь знатоком в живописи, но, с большим интересом, проследив за Вашими рассуждениями об этих двух картинах, хочу с Вами согласиться.

    На меня с самого первого взгляда картина Гюстава Кайбота «Парижская улица в дождливую погоду»  произвела наиболее сильное впечатление, по сравнению с картиной Эдгара Дега «Граф Лепик. Площадь Согласия». И, думаю, что вторая картина "проигрывает" как раз  в смысле выбора художником композиции, т.к. и площадь Согласия в Париже едва угадывается, и сам граф Лепик (вместе с детьми и собакой) выглядят странновато... Картина же Кайбота выполнена с фотографической точностью, что создает у зрителя эффект присутствия. 

    Ваша попытка объяснения взгляда  Имдаля на эти картины позволили мне в какой-то мере понять и принять для себя мнение этого искусствоведа.

    И мне хотелось бы еще раз поблагодарить Вас, Саша, за интереснейшую статью и выразить надежду, что Вы не раз еще порадуете читателей сайта новыми для всех нас открытиями.

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах

    Спасибо за отклик. Очень приятно встретить понимание и приятно, что смогла удивить Вас, как удивилась сама. Я уверена, что художник создает искусство не для искусствоведов, а для каждого человека. Переживание переполняет его, и он не может не поделиться. Свою роль как культуролога я вижу не в том, чтобы оценивать и быть критиком, а в том, чтобы устроить еще кому нибудь встречу с творением. Тоже своего рода попытка передать дальше свое Переживание только уже словами.

     

    Ну, и если честно, мы не обязаны во всем верить экспертам.  Может быть, лично мне или Вам по эмоциональному наполнению ближе спокойная и безмятежная композиция Кайботта.  

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах


    Создайте аккаунт или войдите для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Алексей Паршин
      Знаю, что профессионалы любят рассеянный или отражённый свет. Поэтому лет 5 назад я купил мощную вспышку для камеры, немного поигрался и забросил, довольствуясь слабенькой на камере. Обычно на фотосайтах подобным любителям в качестве комментария к портрету презрительно пишут - "пыха в лоб". А мне влом таскать дополнительный гаджет, который нужен по сути для больших сумрачных помещений или коммерческой съёмки. Свою вспышку обычно использую, если есть контрсвет, или человек оказался в тени. При этом отхожу на расстояние, чтобы избежать засветов лица.
    • Автор: evgenbiz
      Визуализируете ли вы процесс той фотографии, которую хотите сделать? Или может здесь не только фотографы и люди имеющие непосредственное отношение к фотографиям и вы занимаетесь чем-то другим и визуализируете ли вы то, чем вы занимаетесь? Я вот на личном опыте заметил, что если уделить несколько минут визуализации в день для того, какую фотографию хочу сделать, то тогда желаемая фотография приходит как-то намного проще, быстрее и интереснее. Сразу хочу сказать что не являюсь фанатом фильм "Секрет" и не являюсь фанатом "Транссерфинг реальности". Но у визуализации дела, которое любишь определенно есть своя магия.
    • Автор: Алексей Паршин
      Современный популярный российский фотограф это обладатель студии, снабжённой осветительными и отражательными приборами, костюмерной, гримёрной, череды офисов. На него работает команда из нескольких десятков человек, включая имиджмейкеров, гримёров, постановщиков, фотошоперов и маркетологов. Когда кадр построен, он является для дачи последних указаний и нажимает кнопку на фотокамере. После этого ворох цифровых вариантов идёт в работу к монтажёрам и айтишникам. Возможно, я сгустил краски, но среди знакомых замечаю именно такую тенденцию.
    • Автор: Саша
      "О чтении". Недавний проект Стива Маккарри

      Просмотреть полную статья
    • Автор: Саша
      Друзья, хочу поделиться с вами фотографиями из недавнего интересного и жизнеутверждающего проекта известнейшего фотожурналиста Стива Маккарри. Проект посвящен чтению. Человек поглощенный чтением открывается для фотографа с совершенно новой стороны. Он не пытается позировать и представлять что-то, чем не является. У снимков, как правило, спокойное, гармоничное настроение. Глаза опущены, но зритель остро чувствует состояние запечатленного человека. Читая, человек расслабляется и может принимать весьма необычные позы (как например читающий вверх ногами у голубой двери). Зато они совершенно не отмечены той скованностью и недоверием, которые иногда провоцируются самой ситуацией фотографирования.
       
      Для меня всегда самое интересное – услышать голос автора. Поэтому предлагаю вашему вниманию перевод небольшой статьи Стефании Чанг с воспоминаниями о проекте самого Стива Маккарри.
       
      Фотожурналист Стив МакКарри известен беспрецедентным талантом улавливать личные и интимные моменты. Зачастую его фото, даже снятые в суете повседневной жизни, выявляют уязвимость его моделей. Самый известный кадр МакКарри стал знаковым для фотожурналистики всего ХХ века. Это фотография афганской девочки 1985 года. Портрет  12-летней беженки с пронзительными зелеными глазами, смело глядящими в камеру.
       
      С тех пор МакКарри продолжает путешествовать по всему миру и документировать частные и универсальные моменты в культурах, предельно далеких друг от друга по географии. Один из его последних проектов, названный «О чтении», представляет феномен чтения как то, что объединяет людей всего Земного шара. Фотографии этой серии воспевают вневременной и эмоциональный момент, когда человек при помощи книги погружается в мир воображения. Его очарованию поддаются представители всех обществ, возрастов и полов. МакКарри демонстрирует красоту и соблазнительность чтения, гармонию и спокойствие, которое оно способно подарить минутам одиночества. Поглощенные чтением модели фотографа обретают особую волшебную ауру, ведь читая, мы переносимся в другой мир.
       
      Все читают, от двух камбоджийских монахов перед историческим храмом, до индийского таксиста, улучившего момент для любимой газеты во время короткого перерыва. МакКарри подчеркивает, что акт чтения стирает все границы. "Мы все разные, но в главком мы все одинаковы. Забавная штука, где бы я ни был, хоть среди самых богатых и влиятельных людей мира и интеллектуальных сливок общества, хоть на улице в третьем мире, хоть среди самых обделенных обществом людей, чтение действует на людей одинаково. Это общее звено в нашей общей человечности. Вещь, которую все мы делаем независимо от того, где мы находимся в экономическом или социальном отношении ".
       
      МакКарри рассказывает о своем проекте: "Чтение предлагает время для созерцания. Даже в Афганистане, где перед людьми стоял вопрос выживания, я замечал читающих людей в самых неожиданных обстоятельствах. "У меня есть фотография человека в крошечном подполье, которое он использовал как бомбоубежище, чтобы скоротать время в этой каморке, он читал. Чтение -  это часть жизни любого грамотного человека на Земле. Это одна из вещей, которые соединяют нас всех вместе. Оно напоминает нам о том, что мы все люди".
       
      Фотографии МакКарри изначально были вдохновлены работами легендарного венгерского фотографа Андре Кертеса, который также опубликовал коллекцию изображений, посвященную читающим людям. "Эта книга", - объясняет МакКарри, - "это моя дань таланту Кертеса, его влиянию и его гению". Фотографии МакКарри охватывают почти четыре десятилетия его путешествий. Эта конкретная серия теперь опубликована в виде книги, с предисловием  известного писателя Пола Теру, который также отдает дань уважения вдохновляющей силе печатного слова.
       



















  • Вспоминаем ранние статьи

  • Главы учебника

  • Сейчас в сети 0 пользователей, 0 анонимных, 0 гостей, 4 робота (Полный список)

    Нет пользователей в сети в данный момент.

    Поисковые роботы онлайн:

  • Статьи в разделах

  • Топ награжденных

    На этой неделе никто не получал наград

  • Последние сообщения форума

    • 7

      в: Разное

      Не соглашусь, простите! Считаю, что знанием английского языка сейчас никого не удивишь, этот язык на уровне родного. Да, и согласитесь, неужели плохо приехать в страну и не пытаться бэкать по словарю с местным населением, а нормально изъясниться. Или заказать гида без переводчика, и тренировка в общении и существенная экономия финансов! Кто путешествует - меня поймет. Да, и вообще для себя: решитесь Вы приобрести книгу, а она на английском, сканировать и переводить довольно безграмотным он-лайн переводчиком - глупо, а прочесть на одном дыхании и в удовольствие - настоящий кайф! Или я не права?!
    • 1

      в: Разное

      Нуда, учили нас так родители. Помню в детстве, мы играли у бабушки, и мой друг сосед выпустил гусей, и одного гуся покусал собака. Бабушка на эмоциях начала орать. И расспрашивать, кто выпусти гусей. Ну, я как порядочный пионер все рассказал. Дед мне сделал замечание: «ты, зачем Серегу сдал бабе?» Правда не всегда бывает хорошей. Очень долго совесть мучила меня, после этого.
    • 7

      в: Люди и отношения

      Я уже написала выше, что каждый из нас был в позиции, когда было душно или сквозило. Я против духоты, но я против и сквозняков. Сколько раз так было у меня, когда я ехала с ребенком, а мужик над нами открывал люк, ему видите ли жарко. Как вы думаете, что я предпочту, комфорт какого-то незнакомого мне дядьки или к вечеру ангину у ребенка?
    • 8

      в: Разное

      Я это понимаю, но очень хочется верить, что наука играет не последнюю роль.
    • 10

      в: Наши любимые животные

      Я считаю, что животное стоит одевать, только если в этом есть необходимость. Бывает такое, что я своего кота подстригу в период линьки, а в квартире холодно, он начинает мерзнуть, на этот случай у меня есть свитер. Кузя к нему уже привык, даже не пытается снять)
    • 2

      в: Разное

      В большинстве случаев это шарлотаны! А те единицы которым Господь дествительно дал дар провиденья, я считаю глубоко несчастные люди! Жить зная все наперед, тошно и неинтересно! Да и за свой дар они платят порой слишком большуб плату! В нашем селе жила женщина которая лечила и предсказывала людям, ее все звали ведьмой! Она умерала очень долго, и не могла умереть пока в потолке не сделали дырку, правда зачем, я не знаю!?
    • 9

      в: Люди и отношения

       Возможно это издержки возраста или все таки натуры. Но чем старше человек, тем больше у него развивается ворчливость, желание поучать и жадность в том числе. Я считаю, что нужно выделить средства на какие то приятные для деда гостинцы, чтобы эти гостинцы радовали его, когда внук приходит. Может быть тогда отношения изменятся и дед будет вести себя по другому как подобает деду.
    • 39

      в: Творческие коллективы

      Вы молодцы! Поздравляю вас от всего сердца с дипломом финалиста Всероссийского хорового фестиваля! Вашему таланту и энергии можно только позавидовать, вы настоящая умница! Желаю вам победы в Софии! Я очень люблю хоровое пение, с удовольствием послушала бы вас в живую! Отдельное поздравление Ирише, как лучшему концертмейстеру Фестиваля! Очень рада за вас!
    • 4

      в: Разное

       Умею ли я тратить деньги? Да я умею их тратить, но мизерная пенсия научила меня ограничивать себя в своих желаниях и не тратить лишнего. Теперь я строго планирую свои расходы на питание, лекарства, коммуналку и на самое необходимое, чтобы завтра не остаться голодной. Это очень тяжело и очень унизительно, когда проработав всю свою жизнь, ты поставлен в такие рамки. Но иначе выхода нет, потому что больше взять негде.
  • Сообщество в Facebook