• Изображения

  • gbr226
    gbr226

    «Уши фотографа»: провал или удача?

    Мы так привыкли к бесконечному потоку фотоматериалов, что забыли о том, что фотография – это искусство, что каждый снимок может стать загадкой, что мастерство фотографа заключается в том, чтобы задержать наше внимание, заставить задуматься – и тогда каждый фотоснимок раскроет свою тайну. Ведь в каждой удачной фотографии заключается собственная история…

    Когда профессиональный фотограф делает снимок, он не делает его спонтанно, хотя его чутье и подсказывает ему ловить неповторимые моменты. Фотограф должен “обнюхать” ситуацию, создать историю, сочинить и пережить прошлое и будущее своего единственного кадра, заставить проникнуться этим чувством персонажа своего фотоэпизода. Сложно? Да.

    Но фотограф – это режиссер. Его задача – суметь дать нам почувствовать то, что почувствовал он, незримо оказаться рядом и сопережить ему и его героям. Истинный фотограф может заключить сюжет полнометражного фильма маститых режиссеров в один снимок – и этот один снимок переживет многие киношедевры.

    Эффект присутствия фотографа в собственных кадрах (зримо или незримо) иногда называют «ушами фотографа». Откуда взялся этот термин – неизвестно. Видимо, по аналогии с прячущимся зайцем, которого выдают торчащие уши. Однако не всегда речь идет о том, что в кадр случайно попала тень или часть тела фотомастера. Чаще всего идет речь о незримом присутствии, «дыхании» человека, создающего фотокомпозицию.

    Мы становимся не только созерцателями его фотофакта, но и соучастниками предыстории его фиксирования. Наша фантазия на основе «ушей фотографа» может воспроизвести свой собственный видеоряд, придумать то, чего не было, домыслить, выстроить сюжет по своей прихоти. Но ведь в этом и заключается великая сила подлинного искусства, особенно в таком как фотография, основанная на попытках уловить и запечатлеть мимолетные моменты бытия.

    Иногда фотоснимки оставляют нас равнодушными и не вызывают никаких эмоций. А иногда мы смотрим на персонажей фотоэпизодов глазами их автора, и чем «ушастее» автор, тем больше мы узнаем о человеке, его эмоциях и чувствах. Наше разбуженное воображение разворачивает перед нашими глазами собственную историю чужой жизни, заглядывая в прошлое, фиксируя настоящее и проецируя будущее.

    Итак, типичные ситуации с «ушами фотографа»:

    - Если при взгляде на фотографию вы незримо чувствуете чье-то присутствие – то это «уши фотографа». Он прячется за вашей спиной, вы смотрите на мир его глазами и даже чувствуете его дыхание.

    - Если простая на первый взгляд фотокомпозиция на самом деле является загадкой или перевертышем, а вы сумели приглядеться и разгадать тайные пружины ее создания, приобщились к процессу и суматохе творчества – значит, вы поймали фотографа «за уши».

    - Если чей-то удивленный или, наоборот, сосредоточенный взгляд с фотографии заставил вас почувствовать себя неуютно, или вам даже кажется, что вы подглядываете, а иногда кажется, что смотрите не вы, а на вас - эта провокационная манера тоже может считаться «ушами фотографа». Ведь вы почувствовали себя соучастником мастера, застигнутым врасплох на месте «фотопреступления»? Значит, «уши» уже не фотографа, а ваши.

    - Если посреди бескрайних фотокрасот и фотопейзажей ваш взгляд уперся в кого-то, подглядывающего из-за угла, или на валуне у огромного вихрящегося водопада вы заметите одинокую сидящую маленькую девочку, кидающую камешки в воду, или на снимке ревущей горной реки вдруг у буруна появится маленький бумажный кораблик, а на снегу появится россыпь малины – это все признаки «ушей фотографа», который не удержался и добавил что-то от себя в мощные и самодостаточные красоты природы, и тем самым в некотором роде одушевил их, сделал их человечнее.

    - Безусловно, классические случаи: непредусмотренные или нарочно сделанные, хаотичные либо упорядоченные следы на песке или снегу, случайная тень или отражение фотографа в элементах снимка имеют к «ушам» самое непосредственное отношение – иногда это технические ляпы, а иногда сознательные ухищрения. В некоторых случаях они не только не портят композицию, а, наоборот, придают ей особый смысл или шарм. Но вряд ли к этому разряду можно отнести дилетантские промахи, которые допускают практические все фотолюбители. Если у начинавшего фотографа нет ни одной фотографии с собственной тенью – значит, он все еще в процессе становления.

    По сути, «уши фотографа» являются признаком подлинной фотографии, заставляющей своих зрителей размышлять, вглядываться, дополнять мозаику прошлого, протянуть нити к будущему. Ведь если вы задумаетесь над мелким фрагментом фотокомпозиции, и перед вами развернется целая история или судьба – значит, задача фотографа-художника была выполнена. А его «уши» - вольно или невольно – в этом помогли.

     





    Отзывы пользователей


    Интересно, а я и не догадывался об этом. Ведь действительно, иногда берешь фото ( особенно если фотография старая) и окунаешься в то время. А в голове появляется сцена тех времен, как будто ты со стороны смотришь на фотографа, а он делает снимок.

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах

    Спасибо за статью. Мне было очень интересно прочесть.

     

    Интересно, где заканчиваются эти уши. Возможно ли сделать полностью объективный снимок, и будет ли такой снимок превосходить в истинности субъективный, то есть ушастый? С этим вопросом я столкнулась сначала в университете, где обсуждались возможности объективных суждений человека, а потом как ни странно в проживании роли мамы. Сейчас так много литературы о том, как быть хорошими родителями, что иногда чувствуешь себя не достаточно хорошим. А с другой стороны ребенок приходит в мир своих родителей. Что бы мы не делали, он видит мир через нас, и быть объективными экскурсоводами не получается, как ты не старайся. Да, может это и не плохо быть субъективным. Это дает насыщенное ощущение жизни. 

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах

    А ни где они не заканчиваются. :)

    Мне кажется, что все зависит от восприятия человека, который рассматривает произведение, в данном случае фотографию.

    Один даже не задумается о том, что ему хотел (если хотел вообще) передать автор, а будет просто любоваться увиденным и красками.

    Другой, даже в репортажном снимке, одном из множественной серии, сможет найти и сюжет и идею автора, которой, возможно, у самого автора и не было :)

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах

    Согласна. Бесконечность внутреннего мира автора встречается с бесконечностью внутреннего мира зрителя в маленькой точке, которую обеспечила фотография. Только так мы и можем понимать друг друга.

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах

    Интересная статья. Даже заставила задуматься, ведь по своей сути каждый фотоснимок обладает своей "душой" и историей. По сути это глаза фотографа на мир. Особенно интересно разглядывать старинные фото, которым насчитывается не один десяток лет.

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах

    Да интересные рассуждения, мне например, это в голову никогда сильно не приходило. Видимо, я еще мало времени уделяю фотосъемке. С другой стороны есть фото мастеров, в которых вроде ничего такого особенного нет, а ты не можешь оторвать взгляд, это и есть, на мой взгляд, искусство.

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах

    Чем больше я узнаю о фотографии, тем сложнее и мучительнее проходит процесс поиска того, что хочется снять. Быть "ушами фотографа", присутствовать незримо в фотографии  так непросто.  Иногда после съёмки  видишь в фотографии  интересную историю, но технические ляпы, шероховатости не позволяют дать жизнь интересному сюжету, который может и повториться, но никогда не будет таким, как в первом варианте...  
    За статью , конечно же, огромное спасибо. Интересно было прочитать и комментарии. Всем спасибо. 

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах

    Мне кажется фотография - это один из видов искусства, бывает просто фото, а бывает фото-шедевр. Фотограф, который вкладывает в фото смысл, свою задумку, он создает не просто фотографию, в каждой такой его работе чувствуется его незримое присутствие. Я предложила два фото, которые мне понравились: первое - лес в лучах солнца, какое очарование; второе - маленький, комичный котенок - тоже очаровашка. Наверное это и есть "уши фотографа".

    4papdzOu674.jpg

    salnEX-O7yg.jpg

    Поделиться комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на других сайтах


    Создайте аккаунт или войдите для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас


  • Статьи в разделах

  • Топ награжденных

    На этой неделе никто не получал наград

  • Последние сообщения форума

    • 7

      в: Разное

      Не соглашусь, простите! Считаю, что знанием английского языка сейчас никого не удивишь, этот язык на уровне родного. Да, и согласитесь, неужели плохо приехать в страну и не пытаться бэкать по словарю с местным населением, а нормально изъясниться. Или заказать гида без переводчика, и тренировка в общении и существенная экономия финансов! Кто путешествует - меня поймет. Да, и вообще для себя: решитесь Вы приобрести книгу, а она на английском, сканировать и переводить довольно безграмотным он-лайн переводчиком - глупо, а прочесть на одном дыхании и в удовольствие - настоящий кайф! Или я не права?!
    • 1

      в: Разное

      Нуда, учили нас так родители. Помню в детстве, мы играли у бабушки, и мой друг сосед выпустил гусей, и одного гуся покусал собака. Бабушка на эмоциях начала орать. И расспрашивать, кто выпусти гусей. Ну, я как порядочный пионер все рассказал. Дед мне сделал замечание: «ты, зачем Серегу сдал бабе?» Правда не всегда бывает хорошей. Очень долго совесть мучила меня, после этого.
    • 7

      в: Люди и отношения

      Я уже написала выше, что каждый из нас был в позиции, когда было душно или сквозило. Я против духоты, но я против и сквозняков. Сколько раз так было у меня, когда я ехала с ребенком, а мужик над нами открывал люк, ему видите ли жарко. Как вы думаете, что я предпочту, комфорт какого-то незнакомого мне дядьки или к вечеру ангину у ребенка?
    • 8

      в: Разное

      Я это понимаю, но очень хочется верить, что наука играет не последнюю роль.
    • 10

      в: Наши любимые животные

      Я считаю, что животное стоит одевать, только если в этом есть необходимость. Бывает такое, что я своего кота подстригу в период линьки, а в квартире холодно, он начинает мерзнуть, на этот случай у меня есть свитер. Кузя к нему уже привык, даже не пытается снять)
    • 2

      в: Разное

      В большинстве случаев это шарлотаны! А те единицы которым Господь дествительно дал дар провиденья, я считаю глубоко несчастные люди! Жить зная все наперед, тошно и неинтересно! Да и за свой дар они платят порой слишком большуб плату! В нашем селе жила женщина которая лечила и предсказывала людям, ее все звали ведьмой! Она умерала очень долго, и не могла умереть пока в потолке не сделали дырку, правда зачем, я не знаю!?
    • 9

      в: Люди и отношения

       Возможно это издержки возраста или все таки натуры. Но чем старше человек, тем больше у него развивается ворчливость, желание поучать и жадность в том числе. Я считаю, что нужно выделить средства на какие то приятные для деда гостинцы, чтобы эти гостинцы радовали его, когда внук приходит. Может быть тогда отношения изменятся и дед будет вести себя по другому как подобает деду.
    • 39

      в: Творческие коллективы

      Вы молодцы! Поздравляю вас от всего сердца с дипломом финалиста Всероссийского хорового фестиваля! Вашему таланту и энергии можно только позавидовать, вы настоящая умница! Желаю вам победы в Софии! Я очень люблю хоровое пение, с удовольствием послушала бы вас в живую! Отдельное поздравление Ирише, как лучшему концертмейстеру Фестиваля! Очень рада за вас!
    • 4

      в: Разное

       Умею ли я тратить деньги? Да я умею их тратить, но мизерная пенсия научила меня ограничивать себя в своих желаниях и не тратить лишнего. Теперь я строго планирую свои расходы на питание, лекарства, коммуналку и на самое необходимое, чтобы завтра не остаться голодной. Это очень тяжело и очень унизительно, когда проработав всю свою жизнь, ты поставлен в такие рамки. Но иначе выхода нет, потому что больше взять негде.
  • Сообщество в Facebook